РИГА, 23 апр — Sputnik. Министерство экономики подготовило проекты поправок в закон об энергетике (проект можно прочитать здесь) и закон о рынке электроэнергии (проект – здесь) с целью удвоить объем электричества и тепловой энергии, изготавливаемой из возобновляемых энергоресурсов, а это означает неизбежное удвоение цены электричества, пишет Neatkarīgā.
Удорожания не избежать
Как раз в тот момент, когда нынешние правящие политики соревновались за места в 13-м Сейме и давали громкие обещания отменить удорожание электричества, связанное с использованием возобновляемой энергии, инстанции Евросоюза формулировали для стран - членов ЕС задачу: это удорожание увеличить. 13-й Сейм был избран 6 октября 2018 года, а 11 декабря того же года Европарламент и Европейский совет издали директиву Nr. 2018/2001 о стимулировании использования возобновляемых энергоресурсов. Нынешние поправки необходимы Латвии хотя бы для того, чтобы отчитаться об исполнении директивы. Сейчас поправки находятся на разных стадиях готовности, но оба проекта переданы на межведомственное согласование перед включением в распорядок дня правительства.
Подготовка законопроектов растянулась на четыре года (2018, 2019, 2020 и теперь уже 2021), что можно трактовать в пользу правительства Кришьяниса Кариньша как попытки по крайней мере отсрочить неизбежное удорожание электричества и отопления. Точно так же можно сказать, что подготовку документов тормозила безграмотность латвийских чиновников в технических вопросах и борьба политэкономических группировок, которые сейчас делят наценку на электричество, за право делить ее впредь. Как и в случае с компонентом обязательной закупки возобновляемой энергии (КОЗ), речь идет о миллиардах евро.
В законопроектах и аннотациях к ним КОЗ не упоминается, и это неудивительно, ведь правительство обещало его отменить. Не указаны никакие технические нововведения, из-за которых энергию из возобновляемых ресурсов в дальнейшем можно будет получить если не дешевле, то по крайней мере не дороже, чем из ископаемых ресурсов. Так что проекты полностью реабилитируют и укрепляют КОЗ, потому что невозможно повысить долю возобновляемой энергии, если одновременно будет отменена схема КОЗ. Никаких новых, понятных с точки зрения реализации схем законопроект не предлагает.
Что конкретно они имели в виду?
В министерстве экономики не нашлось ни одного чиновника, эксперта или политика, который смог бы ответить на вопрос Neatkarīgā о том, как именно Латвия будет выполнять задание инстанций ЕС. Министерство представило отписку с двумя очевидно противоречащими друг другу тезисами. С одной стороны, пересказало имеющиеся проекты и их аннотации, а с другой – заявило, что никакого значения у этих текстов еще нет, потому что еще только "планируется активно дискутировать с отраслью, чтобы обеспечить более выгодные решения для всех сторон – и производителей, и потребителей". Создается впечатление, что авторы законопроекта сами не до конца понимают, что задумали.
Точно так же невозможно требовать от латвийских госучреждений признать, что в природе в принципе не существует возобновляемых ресурсов, которые не были бы видоизмененной формой ископаемых ресурсов. Происходящее в Латвии в последние 10-15 лет можно трактовать как грандиозный эксперимент, который это доказывает. К примеру, и деревья, и кукуруза растут и потребляют энергию солнца, но при их переработке выделяется меньше энергии, чем тот объем, который нужно использовать, чтобы превратить биомассу в, к примеру, свет от лампочки.
На обработку полей и помещение кукурузной массы в биогазовых реакторах тратится больше энергии, чем получается за счет сжигания биогаза. То же касается сжигания щепы. К примеру, в Стокгольме сжигают щепу, которую везут из Балтии, с Украины и из России. Шведы получили бы больше тепла и электричества, если бы сами сожгли те нефтепродукты, которые потребляет лесозаготовительная техника, а также автомобили, поезда и корабли, которые везут щепу в Швецию, чтобы шведы могли себе самим и Брюсселю выдать справку о движении к климатической нейтральности.
Фактически, напротив, выбросы CO2 – и ущерб для природы – удваиваются, потому что нужно приплюсовать диоксид углерода, выделяемый при перевозке щепы, с диоксидом углерода, выделяемым при ее сжигании, ведь они ничем не отличаются по сравнению с диоксидом углерода, выделяемым при сжигании нефти.
Если Латвия выполнит нынешние планы, как бы не пришлось к 2050 году завозить щепу из бразильских дождевых лесов, если к этому времени там вообще останутся деревня и если Бразилия будет принимать к оплате евро, который ЕЦБ готов печатать в любых объемах.
Удвоение КОЗ
Но сейчас актуальнее цель на 2030-й, а не 2050 год. В аннотацию к поправкам к закону об энергетике со ссылкой на Национальный план энергетики и климата на 2021-2030 годы включена таблица увеличения доли потребления возобновляемой энергии с 40%, как было в прошлом году, до 50% в 2030 году. Эту цель можно достичь и даже превзойти и другим способом – если уменьшить количество жителей и объемы промышленного производства. Если в Латвии останется несколько тысяч жителей, они смогут обогреваться у костров с реальной, а не фиктивной климатической нейтральностью.
В актуальном плане энергетики и климата содержится обзор недавней истории. Согласно этим данным, доля возобновляемой энергии в общем потреблении с 2005 до 2017 года выросла с 20,9% до 39%. В последующие годы этот показатель остался примерно на том же уровне, несмотря на обещания отметить КОЗ. Если бы они были выполнены, доля должна была бы упасть, чего не случилось. Латвийцы все так же платят КОЗ, общую сумму можно оценить в четыре миллиарда евро в год. Если очень примерно оценить нынешние поправки, речь идет об удвоении КОЗ до 2030 года. В проектах намечено только примерное обоснование, но не схема, с помощью которой будут собирать деньги с латвийцев.
В законопроектах указано, что выбор энергоресурсов делается не только по экономическим, но и по социальным и экологическим соображениям. Как раз поэтому людям придется переплачивать за тепло и электричество – по экологическим соображениям. Казалось бы, невинная игра слов имеет серьезные последствия – по сути это демонтаж рыночных механизмов и надзора за ними.