Быть с Россией? Или быть против России? Для прибалтийских стран это вопрос онтологический и упрощается до гамлетовского "быть или не быть". Политические начальники Латвии, Эстонии и Литвы на него ответили: "не быть".
Прибалтики для России больше нет
Много уже сказано про экономику в контексте соседских отношений. Про зависимость литовских, латвийских, эстонских производителей от российского рынка сбыта. Про зависимость прибалтийской транспортной инфраструктуры от транзита из России, зависимость энергосистем стран Балтии от российских энергоносителей.
Торговать лучше, чем воевать – примитивная формула. Начальство балтийских стран попробовало ее пересмотреть. Получилось смешно, получилось безграмотно, пишет шеф-редактор Baltnews Андрей Стариков в своей колонке. Политика – производное от экономики, говорил Маркс. Прибалтийские антикоммунисты актуализировали Маркса. Плевать в руку и кормиться с нее же можно ограниченное время – пока эта рука не сожмется в кулак и не двинет по носу.
Прибалтийские политиканы жили в благоприятном режиме кормления более четверти послесоветского века. Русские – они ж терпеливые. Долго запрягают – если по Бисмарку, сосредотачиваются – если по Горчакову.
Но кормление закончилось.
Закон перехода количества в качество сработал и с прибалтийским политическим хамством. Бесконечные нападки на Россию из Вильнюса, Риги, Таллина перестроили архитектуру российско-балтийских отношений.
Прибалтики для России больше нет.
Поведение политического руководства этих территорий, конечно, остается раздражителем. Группировка НАТО в Прибалтике заставляет держать ее на прицеле. Интересы прибалтийских русских, которых местное начальство использует как заложников, требуют от Москвы продолжать полемизировать с балтийскими столицами на дипломатическом уровне.
Но Прибалтики уже нет для России как партнера, как территории со знаком "плюс". Никаких ожиданий, никаких проектов с российским участием, где страны Балтии были бы субъектны. Никаких торговых, транспортных, транзитных планов.
То, что еще осталось, – лишь инерция. Все уходит. Все уйдет.
Балтийская пустота
Прибалтика – это пустота. Пустота в сознании государевых людей России. Позитивных образов для Кремля прибалтийская территория больше не несет.
Что это значит на деле?
Есть центр силы в мире, идущем к многополярной конфигурации. Экономически – региональный центр силы, политически – глобальный. Это Россия.
Центр силы упорядочивает географическое, политическое, торговое пространства вокруг себя. Органически близкие страны встраиваются в российские интеграционные проекты: Союзное государство, ЕАЭС, ОДКБ. Кто-то еще проигрывает в многовекторность, но продолжать это становится все сложнее, ситуация заставит определиться.
Есть и третий тип постсоветских стран. Страны, которым совсем не повезло с политическим руководством. Страны, чьи начальники выбирают прямую конфронтацию с Москвой. Среди них – государства Прибалтики.
Парадокс… Можем назвать его "прибалтийским парадоксом". Чем громче политические руководители Прибалтики заявляют о себе, ругая Россию, прессуя журналистов, с Россией работающих, взывая к санкциям и поддувая угли протестного потенциала в странах бывшего СССР, тем быстрее они и их страны летят в бездну забвения, выпадают из истории.
В европейском проекте страны Прибалтики были и остались периферией. Рынком сбыта. Инкубатором трудовых ресурсов для стран первого мира.
Как относится к прибалтам европейский бизнес, показал продуктовый скандал 2017 года. Партнеры по ЕС поставляли прибалтийским аборигенам продовольственные товары одних и тех же брендов, но дороже и хуже. Как относятся к прибалтам европейские политики прямо сейчас, показывает ситуация со снабжением вакцинами. Снабжение идет по остаточному принципу.
Были второсортные объедки, теперь недоиспользованные тромбозные AstraZeneca. Такой вот апартеид по-европейски.
Европе развивающаяся Прибалтика оказалась не нужна. Интерес России к Прибалтике убили сами прибалтийские политики. Вместе со смертью интереса к этим территориям умер и их потенциал. Где взять стимулы для роста, где взять энергию для развития, где взять ресурсы?
Экономист Александр Аузан много рассказывал про "ловушку колеи" – институциональной инерции, которая удерживает страну в определенной траектории развития, не дает сделать рывок. Выбраться из колеи архисложно. Поэтому богатые страны продолжают богатеть, бедные – еще больше беднеют. Чтобы преодолеть эту инерцию, требуется перестройка политического сознания. У стран Балтии не получается. Их колея – антироссийское болото. А болото затягивает. Глубже и глубже. Такова его природа.
Прибалтийская молодежь поедет в Россию
Что интересного осталось на территориях прибалтийских стран? Люди. Относительно богата прибалтийская земля талантами. И если ранее таланты раскрывались преимущественно в Западной Европе или на берегах Атлантики, то теперь потоки экспорта этих талантов будут менять направления.
Россия – новая точка их притяжения.
Россия получила первое место в списке лучших стран для начала профессиональной карьеры в ежегодном рейтинге американского журнала US News & World Report, опередив Италию, Францию, Великобританию и Катар. Здесь хотят жить, работать, строить карьеру, создавать семьи. И если ранее российское пространство возможностей было национализировано – использовать его могли собственно россияне, обладатели гербовых паспортов – то теперь двери открыты для иностранцев.
Живой пример – конкурс для руководителей нового поколения "Лидеры России". Проект Администрации президента по выстраиванию в стране кадрового резерва для госслужбы и крупного бизнеса. Работающий карьерный лифт.
В 2021 году в рамках конкурса открыт международный трек.
Способных молодых людей-иностранцев, желающих связать свою жизнь с Россией, – целый океан, бушующий от талантов и амбиций. Заместитель руководителя информагентства Baltnews Алина Герлиня предложила президенту помочь им реализовать свой потенциал. Президент поддержал. Привлечь высококвалифицированные кадры со всего мира – задача динамично развивающегося государства, государства с образом будущего. Победителям конкурса – гражданство России и образовательный грант в миллион рублей. Но главное – открытие профессиональных горизонтов фантастических масштабов.
Первые дни после запуска международного трека "Лидеров России" показали: спрос огромен. В том числе у молодых людей в Латвии, Литве, Эстонии, где традиционно разбирают немалые образовательные квоты на поступление в российские вузы.
Балтийской молодежи не интересна Прибалтика. Прибалтийская молодежь поедет в Россию. Вслед за грузами, проектами и деньгами, которые покидают прибалтийские территории опережающими темпами. Россия предлагает перспективы, предлагает карьеру, предлагает будущее. А что предлагает прибалтийское политическое руководство? Заборы, санкции и ненависть к России. В этом и отличие имперского сознания от хуторского.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.