РИГА, 9 апр — Sputnik. РЖД после роста сверх плана отгрузок белорусских нефтепродуктов в российские порты в марте и апреле готовы перевезти дополнительные объемы и в мае, сообщил замгендиректора компании Алексей Шило. Также он отметил, что российская монополия готова принять к перевозке не только нефтепродукты, но и лес и удобрения - совокупно около 14 миллионов тонн в год, передает РИА Новости.
Нефтепродукты
Россия и Беларусь в середине февраля подписали межправительственное соглашение о перевалке белорусских нефтепродуктов через морские порты РФ. Срок действия договора – три года с возможностью автоматической пролонгации.
За три года предполагается поставить 2,9 миллиона тонн мазута с Мозырского НПЗ и 0,96 миллиона тонн нефтепродуктовых масел с Новополоцкого НПЗ через порт Санкт-Петербург. Порт Усть-Луга перевалит 4,3 миллиона тонн бензина с Мозырского НПЗ, 0,4 миллиона тонн газойля с Мозырского НПЗ и 1,3 миллиона тонн – с Новополоцкого НПЗ. До портов нефтепродукты будут доставляться железнодорожным транспортом.
В марте через порты РФ отгружено 220 тысяч тонн белорусских нефтепродуктов - почти на четверть превышает запланированные объемы. По прогнозам, в апреле также ожидается значительное превышение плановых показателей - как минимум на 100 тысяч тонн, сообщал министр транспорта РФ Виталий Савельев. В мае-июне планируется через российские терминалы на Северо-Западе перевалить около 360 тысяч тонн белорусских нефтепродуктов.
В РЖД заверили, что готовы перевезти эти объемы.
"Российские железные дороги абсолютно точно готовы вывезти весь объем белорусских нефтепродуктов. Готовы дополнительный объем и по апрелю, и по маю месяцу у них забрать. Поэтому мы рассчитываем, что эта цифра будет расти", - заявил замгендиректора компании Алексей Шило.
Он добавил, что РЖД по условиям соглашения должны обеспечивать оборот цистерны с белорусскими нефтепродуктами за пять с половиной суток. "За март средний оборот составил трое суток. То есть мы отработали даже лучше, чем в соглашении. Соответственно, это позволяет всем участникам получать более хороший эффект. То есть надо меньше цистерн для того же объема перевозимых грузов", - сказал Шило.
Удобрения и другие грузы
РЖД готовы перевезти из Беларуси через российские порты не только нефтепродукты, но и другие виды грузов, в частности удобрения и лес, заявил Шило.
"С точки зрения наших провозных мощностей, мы на совещании коллегам предложили три варианта, куда можно перевезти. Абсолютно точно видим резервы провозной мощности в адрес портов на Октябрьской железной дороге. Если будет принято решение о перепрофилировании каких-то площадок или о строительстве новых площадок, то мы точно объем "Беларуськалия" можем привезти", - сказал Шило.
Он также отметил, что заинтересованность в перевалке белорусских удобрений проявляли черноморские порты.
"Поэтому если будут какие-то долгосрочные контракты, то на юг тоже могли бы этот объем забирать. И поскольку основные потребители "Беларуськалия" располагаются в том числе в Китайской Народной Республике, можно было бы попробовать организовать перевозки как через погранпереходы, так и через порты Дальнего Востока", - сказал Шило.
Он уточнил, что в части продукции "Беларуськалия" речь идет о перевозке порядка 12 миллионов тонн удобрений в год.
Объем возможной перевозки лесных грузов из Беларуси через порты РФ Шило обозначил в 1,5-2 миллиона тонн. "В нашем общем объеме эта цифра не такая существенная. Сколько бы они ни захотели нам передать, мы готовы будем эти все объемы забрать", - заключил он.
Ранее сообщалось, что Беларусь готова рассмотреть строительство морского терминала в Ленинградской области за счет сэкономленных средств российского кредита на возведение БелАЭС, заявил Лукашенко на встрече с губернатором региона Александром Дрозденко 25 сентября 2020 года. Терминал для транзита удобрений из Беларуси могут построить в Усть-Луге Ленинградской области, сообщил руководитель Росморречфлота Андрей Лаврищев в марте этого года. По его словам, окончательно с местом могут определиться к лету.