РИГА, 7 апр — Sputnik. Эксперимент с велополосой на улице Чака в Риге расколол горожан на два лагеря: автомобилисты негодуют, велосипедисты называют этот шаг недостаточным, сообщает передача "Открытый вопрос" на Латвийском радио 4.
Экспериментальные велополосы на улицах Чака и Марияс в Риге появились 11 ноября. По замыслу депутатов Рижской думы, они помогут вернуть жизнь на эти улицы. Это произошло вопреки возражениям специалистов, которые предупреждали о том, что велополосы могут привести к пробкам в центре Риги и снизить эффективность общественного транспорта.
"Думаю, что все, кто учился в школе, понимают, что означает "эксперимент": это значит, что должна быть какая-то цель. Насчет чего экспериментируем? Но вот уже полгода прошло, и никто до сих пор нормально не рассказал, с чем конкретно мы экспериментируем. Какие данные измеряем? Чего мы хотим достичь?" — сказал председатель правления Латвийского союза велосипедистов Виестурс Силениекс.
Недавно проведенный столичной думой опрос показал, что большинство респондентов скорее не рады выделению полосы под велосипеды на одной из центральных улиц города. Но, по словам Силениекса, это вполне естественно, поскольку люди не понимают зачем.
Впрочем, несмотря на недовольство горожан, транспортный комитет Рижской думы решил сохранить эту полосу по крайней мере до осени, чтобы посмотреть, насколько она будет востребована в теплый сезон.
Заместитель начальника бюро по координации сообщения Госполиции Андрис Лоцс считает это решение неудачным.
"Улица стоит, машины стоят, загрязняют воздух. И нам еще в каком-то смысле повезло, что сейчас COVID-19: в том смысле, что когда ситуация наладится и машин станет столько же, сколько было до этого, улица Чака встанет. То, что там нарисовано, уже всё стерлось, и это опасно для движения. Я каждый день везу ребенка в детский сад в центр, каждый день вижу эти пробки. Это абсолютно неправильно то, что там сделано, на 100% это надо ликвидировать", — сказал Лоцс.
Он уверен, что для очень многих жителей велосипед не может быть основным видом транспорта, например для работающих родителей, которым завезти одного ребенка в детский сад в одной части города, второго — в школу на другом конце города, а потом успеть на работу. Кроме того, не все работодатели будут рады, если их сотрудники будут приезжать на работу взмокшие после поездки на велосипеде.
При этом, по его словам, для безопасного сосуществования водителей, велосипедистов и пешеходов их надо отделить друг от друга — желательно не линиями на асфальте, а физическими преградами. В качестве достойного местного примера он упомянул улицу Сколас, где велосипедисты едут по своей дороге и со своими светофорами. На улице Чака такого нет, поэтому стоящие там в заторах машины жгут топливо, а пешеходы и велосипедисты дышат выхлопными газами.
Он предупредил, что проблем и ДТП на улицах станет больше, так как к велосипедистам добавятся водители электроскутеров, электровелосипедов и других транспортных средств.
"Потому что инфраструктура, по сути, еще не готова. [...] С этим надо работать, надо перенимать практику, которая есть в Европе. И тогда вы можете получить результат, как в скандинавских странах. Такой, какого у нас не будет еще очень-очень долго", — предположил представитель Госполиции.
Директор департамента автосообщения Министерства сообщения Латвии Таливалдис Вецтиранс считает, что проблема с улицей Чака состоит в том, что улица используется как магистральная. Это, в свою очередь, происходит в том числе потому, что столичные "артерии" до сих пор не доделаны.
Силениекс напомнил, что весь Евросоюз держит курс на охрану окружающей среды, уменьшение вредных выбросов в атмосферу, на здоровый образ жизни, и велосипеды, очевидно, в этот курс вписываются куда лучше, чем автомобили. Однако мешают существующие в Латвии проблемы с качеством.
"У нас очень много некачественной инфраструктуры. Очень часто она сделана так, что противоречит правилам дорожного движения. Автоводитель смотрит на нее и не понимает, как себя вести, и велосипедисты не понимают, как пользоваться такой некачественной инфраструктурой... И физически она тоже опасная: всякие обочины, лестницы, столбы, рекламные афиши посередине дороги. Ну нигде автодорога лестницей не заканчивается!" — возмущается он.
По его словам, конфликты на тротуарах между пешеходами и велосипедистами чаще всего возникают как раз потому, что последние не хотят рисковать жизнью на плохо сделанных для них полосах.
"Мы вместе с министерством сообщения несколько лет назад сделали государственный стандарт проектирования велоинфраструктуры. И если бы мы хотели, если бы проектировщики и самоуправления поняли, что и как надо, мы бы уже сейчас могли строить, как в Европе, как в Дании, Нидерландах, — без проблем.
Но проблема в том, что те люди, которые заказывают в самоуправлениях, не понимают. Люди, которые ответственны за проекты, которые их согласуют, не понимают, что им принес проектировщик. Что он принес, то они и согласуют, потому что они думают, что проектировщик — профессионал, он же всё знает. Но беда в том, что проектировщик знает не всегда. Во-вторых, самоуправление иногда заказывает такое, что там делать нельзя или что делать нелогично. Но есть конкурс, и, конечно, в конкурсе участвуют все, кто хочет заработать и спроектировать эту дорогу. Ну, они и делают то, что им заказали", — заключил Силениекс.