Велосипедистов не любит никто. Кроме самих велосипедистов, их мам и мэра Риги Нила Ушакова. Хотя порой кажется, что последний немножко симулирует.
Двухколесные мешают всем: общественному транспорту, водителям, пешеходам. Маленькие, бесшумные, они возникают из ниоткуда, тихо шинами шурша, и исчезают в никуда. Законы для них существуют лишь на бумаге, правил не знает никто. В общем, так себе друзья.
Идея превратить столицу в зеленый город пришла в голову мэру, может, и не зря. Людей много, машин тоже много. Почему бы не попробовать ввести культ здорового образа жизни и не попытаться пересадить всех на велосипеды. Народ радостно подхватил — ЗОЖ пошел в массы. Пошел и стукнулся всем шлемом о проблему инфраструктуры. Если до этого отдельные двухколесники осознавали собственную неправомочность и вели себя как мышки, то тут они воспрянули. Количество велолюбителей начало стремительно расти. В городе появлялось все больше велодорожек, но они на них уже не умещались.
В определенный момент игнорировать их существование стало невозможно. Велосипедист стал полноценным участником дорожного движения. Высшие чины задумались и смахнули вековую пыль с фолиантов по ПДД, в которых прописаны правила дорожного движения для велосипедистов. Вдруг выяснилось, что они тоже есть. Оказалось, что у них должны быть права и обязанности.
Народ поразмыслил и решил, что если такие законы никому не нравятся, то можно их и не соблюдать. И стал не соблюдать. Полиция поразмыслила и решила, что если закон никто не соблюдает, то можно за его соблюдением и не следить. И превратилась велосипедная Рига в эдакий двухколесный "черный район", в который полиция старалась не заглядывать.
Тем не менее, не успев толком отпраздновать победу, велосипедисты с грустью констатировали, что их начали сбивать. И если машины отделывались помятым бампером, то любители активного и экологичного образа жизни зачастую оказывались в больнице.
Триумф был недолог. Пешеходам такой расклад не понравился, и более слабое звено "пищевой" цепочки дорожного движения возмутилось похлеще велосипедистов в предыдущей серии, потребовав убрать агрессора с пешеходных путей. Наверху снова задумались, потом махнули рукой и постановили вернуть все как было. На тротуар нельзя. Вот вам велодорожки, а где их нет, там поезжайте по дороге. А если страшно, то и нечего вам там делать. Велосипедисты с интересом переспросили: а если очень страшно, но очень надо, тогда что? Законодатели тяжело вздохнули, махнули рукой и постановили: если очень очень страшно, тогда можно и на тротуар.
За считаные часы подавляющее большинство велосипедистов превратилось в до смерти напуганных нежных фей. Расплывчатость закона позволяла бояться машин даже на велодорожках. Хотя, по совести сказать, за соблюдением даже этого расплывчатого закона так никто следить и не начал. Пару раз в год полиция, созвав все СМИ, устраивает показательные рейды по велосипедистам. Но непуганность последних приводит к тому, что даже при виде полицейских в окружении десятка телекамер они не удосуживаются съехать с тротуара и лихо проезжают на красный свет.
О существовании такого явления, как "права на управление велосипедом", еще два года назад, когда я работал на телевидении, не знал вообще почти никто. Да и нужды в этих знаниях не было. Полиция останавливала нарушителей, журила их по-отечески и отпускала с миром. Журналистам на вопросы отвечали: мы, мол, орган не карательный.
Пока меня не съели, поясню: я не имею ровным счетом ничего против велосипедистов. У меня есть огромное количество друзей и знакомых, которые выбрали данный вид транспорта в силу совершенно разных причин. И подавляющее большинство из них ездят с соблюдением всех правил дорожного движения. И, даже выезжая на тротуар, оставляют безоговорочно право первой руки за пешеходами. Но когда они начинают сетовать на то, что Рига пока не приспособлена для их велоинфраструктуры, я всегда отвечаю: давайте сначала построим аэропорт, а потом купим самолеты. Иначе не получается. Как бы нам этого ни хотелось.