РИГА, 5 апр — Sputnik. По данным статистики Латвийского банка, во время пандемии экономическое положение среднего латвийского домохозяйства не ухудшилось, а, напротив, значительно улучшилось, пишет экономист Юрис Пайдерс в газете Neatkarīgā.
Еще в 2015 году общий баланс ликвидности латвийских частных лиц был негативным, то есть объем кредитов был больше, чем объем вкладов. В 2016 году объем вкладов уже превысил объем кредитов.
После 2016 года объем кредитов продолжил снижаться, а объем вкладов – расти, в среднем на полмиллиарда евро в год. В январе 2020 года вклады латвийских домохозяйств в коммерческих банках достигли 7,41 миллиарда евро, а общий объем кредитов составил 4,96 миллиарда евро.
Потом началась пандемия, и в Латвии ввели связанные с ней ограничения. Как они повлияли на финансовое положение латвийцев?
К концу января 2021 года по сравнению с январем прошлого года общий объем вкладов латвийских домохозяйств вырос на миллиард евро и достиг 8,45 миллиарда евро, а общий объем кредитов практически не изменился и остался на уровне 4,95 миллиарда евро.
Кредиты и вклады латвийских частных лиц в латвийских банках
© Sputnik
Получается, за время пандемии общая финансовая стабильность латвийских домохозяйств в целом улучшилась. И это несмотря на резкое сокращение доходов работников многих отраслей. Однако в целом работники государственных и муниципальных органов, а также большей части предприятий реального сектора экономики продолжили работать и получать зарплату, а вот возможности ее потратить были серьезно ограничены.
Если экстраполировать тенденцию, которая наблюдалась до 2020 года, можно было бы прогнозировать прирост вкладов на полмиллиарда, но он составил миллиард. Так что можно допустить, что полмиллиарда добавились в результате целенаправленных усилий по наращиванию накоплений и резервов, а еще полмиллиарда появились из-за внеплановых накоплений в период коронавирусных ограничений.
Эти накопления происходят из трех основных источников. Прежде всего, это запланированные траты, которые невозможно было осуществить из-за пандемии, в первую очередь – путешествия. Во-вторых, это отложенные из-за ограничений торговли покупки, которые будут сделаны позже, как только правительство перестанет лоббировать интересы олигополий крупных супермаркетов и разрешит работать всем магазинам с соблюдением эпидемиологических требований. В-третьих, существенную роль сыграли особенности онлайн-покупок, при которых значительно ограничены возможности совершить спонтанные покупки. Как в анекдоте, когда семья приезжает в IKEA за сковородой, а в итоге выходит с двумя полными тележками с покупками. До COVID-19 спонтанные покупки были значимым источником дохода торговых предприятий, а за последний год эти непотраченные деньги пошли на банковские вклады.
Так что думать, что коронавирусный кризис имел только негативное влияние, некорректно, пишет Юрис Пайдерс. Каждый кризис – это конец чего-то и в то же время новое начало. Когда кризис завершится, латвийские домохозяйства войдут в новый цикл экономического развития с высоким уровнем накоплений и измененным потребительским поведением, потому что в период пандемии многие стали делать покупки более рационально и приучились обходиться без ненужных и спонтанных покупок.