Экономика Латвии в отчете СГБ: риски, вызовы, дорожные карты

Служба государственной безопасности Латвии опубликовала ежегодный отчет. Главной угрозой по традиции назвали Россию, но в подрывной деятельности обвинили также Китай и Беларусь
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

РИГА, 29 мар — Sputnik, Алекс Станицкис. Служба государственной безопасности Латвии в обзоре 2020 года уделяет финансово-экономическим вопросам национальной безопасности не так много места. Но если отжать из материала идеологические штампы и нарративы, то можно увидеть железный занавес на восточных границах республики и четкий разворот на Запад.

Существование таких организаций, как Североатлантический альянс и Европейский союз, является серьезным препятствием для реализации глобальных амбиций как России, так и Китая. И поэтому они заинтересованы использовать полный спектр мер воздействия, чтобы ослабить НАТО и ЕС, заявил в своем предисловии к годовому обзору СГБ руководитель спецслужбы Нормундс Межвиетс.

Актуальные белорусские угрозы также перечислены в начале отчета.

"События в Беларуси ясно показали, насколько непредсказуемо экономическое сотрудничество с третьими странами, экономика которых реорганизуется, а интересы властной элиты включают протекционизм, противоречащий принципам свободного рынка", - указывается в отчете СГБ. Упоминаются отказы в предоставлении вида на место жительства для нерезидентов, в том числе для граждан Беларуси, что связано с оценкой предположительных рисков кандидатов на латвийский ВНЖ. Это – риски, что просители по программе предоставления гуманитарного убежища связаны с разведкой, включая КГБ РБ, и риски экономической безопасности, связанные в основном с подозрениями в незаконной деятельности по отмыванию денег путем покупки эксклюзивной недвижимости и инвестирования в акционерный капитал латвийских компаний.

Финансовая филантропия

Уровень компетенции аналитиков СГБ в экономическом блоке отчета за 2020 год настолько универсальный, что данный обзор рисков государственной безопасности мог быть написан не в офисе службы в Риге на улице Кришьяна Барона, а в штаб-квартире Атлантического совета - ведущего центра геополитической аналитики США при НАТО в Вашингтоне. Или в Совете по международным отношениям (Council on Foreign Relations) в Нью-Йорке – глобальной американской структуре, прямо связанной с финансовой и экономической экспансией в партнерских странах, в число которых входят региональные Латвия, Литва и Эстония. Так, в октябре 2017 года на основе слияния филиалов во всем регионе банков DNB и Nordea была создана финансовая группа Luminor. Американская инвестиционная группа Blackstone Group приобрела контрольный пакет 60% акций банка Luminor, а основной акционер группы компаний Blackstone Group – бывший топ-менеджер Lehman Brothers Стивен Шварцман, партнер миллиардера Джорджа Сороса.

Материнской компанией корпорации является коммандитное товарищество Blackstone Group L.P., зарегистрированное в декабре 2007 года в штате Делавер – офшорной резиденции США. Корпорация Blackstone Group при латвийском правительстве Айгарса Калвитиса (2004–2007 гг.) пыталась участвовать в схеме очень дешевой приватизации государственной телекоммуникационной компании Lattelecom (Tet). Уголовный эпизод по "введению латвийского цифрового телевидения" до сих пор беспокоит еще одного экс-премьера – Андриса Шкеле, одного из ключевых фигурантов того дела. В марте этого года на средства Шкеле в нескольких латвийских компаниях был наложен арест. Заметим, что эти процессы нельзя назвать символическими, как было бы еще три года назад – это доказывает осуждение с конфискацией имущества экс-мэра Вентспилса Айварса Лембергса, почти всесильного и оппозиционного к внешнему политическому менеджементу.

Цифровое дело: Шкеле и Шлесерсу предъявлены обвинения

В свою очередь, банк Luminor, представленный в Латвии, Литве и Эстонии, – лишь один из доходных профильных активов американских инвесторов в регионе. Также Шварцман и Сорос, как сообщалось, вложили около 60 миллионов долларов в процессы демократизации Латвии, что позволило инвесторам создать крайне эффективную модель управления всем прибалтийским регионом и максимально благоприятную для себя среду бизнеса.

Американский центр Council on Foreign Relations изменил дорожные карты Латвии не меньше, чем директивное руководство Еврокомиссии. В блоке рисков финансовой и экономической безопасности СГБ указывает на недостатки, еще заметные в банковской системе Латвии, на что обращает внимание комитет экспертов Совета Европы по оценке мер по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма Moneyval. Здесь также учтены рекомендации Управления по контролю за иностранными активами США, в актуальной повестке  – очередное улучшение системы контроля за банками, что определяет распоряжение кабинета министров Латвии от 29 сентября 2020 года номер 576 "О плане мероприятий по предотвращению отмывания денег, терроризма и распространения на период с 2020 по 2022 г.".

Избавление от транзита – необходимое условие вестернизации

Тут можно говорить, что 30-летнее форматирование латвийской экономики сегодня вступает в завершающую фазу. Ее явным признаком является кризис в транзитно-логистическом комплексе (ТЛК) народного хозяйства, и скорее всего, последствия отраслевого кризиса. Хоздеятельность компаний в отрасли ТЛК, включая латвийские морские порты, создавала 12% ВВП Латвии до начала спада после 2015 года. В 2020 году Латвийская железная дорога обработала 24,1 миллиона тонн грузов и показала отрицательную доходность. Для сравнения: в 2014 году LDz перевезла 58 миллионов тонн грузов, где более 85% были грузами российского происхождения. Нулевая рентабельность железной дороги тогда была обозначена как 40 миллионов тонн грузов, перевезенных за год, – можно сказать, что кризис привел к сокращению доходов инфраструктуры минимум на 60% от потенциального. Политика LDz при председателе правления Марисе Клейнбергсе сводится к секвестированию расходов, но практически не затрагивает вопросы привлечения новых грузопотоков и сохранения старых.

Что будет с транзитом грузов через Латвию, станет ясно через полгода

В экономическом блоке отчета СГБ подчеркивается, что служба активно следила за деятельностью в разрезе общих потоков грузов и за работой больших морских портов в Риге, Лиепае, Вентспилсе, контроль над которыми перейдет государству, согласно реформе Талиса Линкайтса. В структуре грузопотоков в Латвии остались белорусские нефтепродукты, переваливаемые в объеме около 7 миллионов тонн на белорусском терминале в Рижском свободном порту, но вопрос их ухода – дело ближайшего будущего. Российские грузопотоки съежились с десятков миллионов тонн почти до единичных составов. Зерно, дерево и пиломатериалы, а также украинский уголь из Донбасса – это практически вся номенклатура. Ситуация необратимая, изменений к лучшему ждать не стоит. 

"Ситуация необратимо изменилась, и настало время подумать о других видах грузов и направлениях бизнеса. Россия продолжала систематически преследовать стратегическую цель переноса грузопотока из балтийских портов в свои порты, что в долгосрочной перспективе является экономически выгодным шагом. Анализ СГБ показывает, что в то же время такое поведение также преследует политические цели, а именно: проверить реакцию и способность Латвии адаптироваться к сокращающимся грузопотокам в портах и на железных дорогах. Поиск альтернативных источников грузов и развитие новых бизнес-направлений сложен и отнимает много времени, но не невозможен", - указывается в отчете СГБ.

Rail Baltica важнее транзита

В качестве успешного альтернативного примера логистики спецслужба приводит проект 2006 года поставок грузовыми автотрейлерами в порт Лиепаи, но указывается, что для развития этого направления необходимы инвестиции в инфраструктуру. Латвийские дороги и мосты не соответствуют критериям качества TEN-T – Трансъевропейской транспортной сети.

СГБ указывает, что с завершением строительства и вводом в эксплуатацию проекта железной дороги Rail Baltica мультимодальные грузовые перевозки с востока на запад и на оси север - юг должны встретиться, в частности, на территории мультимодального грузового терминала в Саласпилсе, который планируется развивать в рамках проекта. Терминал должен объединить грузопотоки как с российской железнодорожной колеи 1520 миллиметров, так и с колеи шириной 1435 миллиметров, являющейся стандартом для стран ЕС, исключая Финляндию. Проект мультимодального хаба был бы идеален, если бы не тенденции оттока грузов при негативных трендах и жесткой политизации транзитной отрасли.

В 2020 году первый конкурс для девелоперов терминала в Саласпилсе, под который даже зарезервированы средства европейского финансирования в размере 200 миллионов евро, прошел впустую – не было ни одного предложения даже с западной стороны. Потому что потенциально отсутствует главное – грузы. Подобная же критика звучит и в отношении всего проекта Rail Baltica, который называют нерентабельным в любой перспективе: грузов и пассажиров не будет, а средства на ремонт инфраструктуры лягут обременением бюджета трех республик. Единственный плюс этого совместного предприятия для трех стран региона – 5,79 миллиарда евро, инвестиции в проект – почти 2 миллиарда евро, включая софинансирование госбюджета республики около 300 миллионов евро.

Зубец: Rail Baltica стала насосом для выкачивания денег из стран Балтии

Какие тут риски? Министр сообщения Талис Линкайтс признал, что проект Rail Baltica затягивается по меньшей мере на 2-2,5 года, не решены до конца и проблемы с финансированием, где 85% расходов может оплатить ЕС. Проект буксует, вызывая скепсис, что признано риском госбезопасности. Возможно, к проекту должно подключиться Министерство обороны Латвии, и терминалу в Саласпилсе необходимо присвоить статус стратегического объекта НАТО, а финансированию подобных проектов дают зеленый свет. Как указывает СГБ, "в ближайшие годы в Латвии необходимо добиться гораздо более заметного прогресса, особенно в реализации логистического терминала в Саласпилсе и развитии этого центра". Тут есть некоторый диссонанс: если в Латвии не нужен транзит, зачем строить под Ригой огромный хаб, или это просто потому, что от денег Европы как минимум глупо отказываться?

Риски Китая

Оценка рисков безопасности Латвии со стороны Китая у СГБ занимает сравнительно небольшой – в отличие от рисков со стороны и РФ, и РБ, – объем отчета спецслужбы. Тональность здесь, скорее, нейтрально-настороженная. Внешнеполитические отношения КНР и США, а также с ЕС обросли частоколом "красных линий", через которые стороны стараются публично не переходить. Это заметно и по тому, как аналитики СГБ обошли острые углы, посвятив китайским рискам несколько абзацев текста.

В 2020 году информационное влияние Китая усилилось в основном в двух направлениях – заполнение медиасреды комплиментами, чтобы добиться положительного отношения к себе, а также участие в различных проектах сотрудничества, целенаправленно работая с общественными группами, учеными, экологическими и культурными субъектами с потенциалом лидеров мнений.

Компенсировать стагнацию и заместить инвестиции из РФ: Латвия идет в Китай

"Информационные усилия Китая в первую очередь были нацелены на создание положительного образа, позиционирование Китая как одной из мировых держав, - указано в отчете. – Таким же образом важная роль отводилась усилиям по снижению негативного отношения к фактору Китая к пандемии COVID-19 и выделению очевидностей превосходства политической системы над западной демократией и международными союзами, такими как НАТО и ЕС".

Аналитики СГБ неожиданно связали геополитические интересы КНР и указанные риски с российскими информационными ресурсами, в том числе Sputnik Латвия и Baltnews. Это было связано с поездкой делегации бизнесменов Латвийского агентства инвестиций и развития (ЛАИР, структура Министерства экономики Латвии) в Пекин, Шанхай и Нинбо. Предприниматели этого делового визита на международную выставку стран "17+1" встречались с послом Латвии и главой ЛАИР в Нинбо, вели переговоры о поставках товаров в китайские сети ретейла и могут свидетельствовать: да, Китай – одна из мировых держав, открытая юрисдикция для иностранных инвесторов. Интересный с позиций экспортеров огромный рынок, настроенный как положительно, так и крайне либерально к западным партнерам.

"Изначально за кажущимися законными усилиями по созданию положительного имиджа Китая чаще всего следуют более агрессивные меры информационного воздействия. Они проявляются в попытках помешать Китаю устранить критические взгляды или оценки его политического курса в публикациях новостей. Китай уже устранял нелестные материалы в отношении своего политического курса из медиаконтента. По мнению СГБ, такие действия несовместимы с ценностями Латвии как демократического государства, и, следовательно, растущую китайскую активность в латвийском информационном пространстве следует оценивать в контексте рисков, которые они представляют для национальной безопасности Латвии", - указано в отчете.

Небольшой китайский блок обзора СГБ выглядит попыткой найти черную кошку в темной комнате, особенно когда ее там нет – как нечто из области глубинной конспирологии. Стоит Латвии оградиться от Китая железным занавесом, или все же странам ЕС и НАТО, включая Турцию, Германию, Великобританию, стоит формировать в китайском информационном, общественном и деловом пространстве положительные образы своих государств, пропагандируя плюсы западной демократии? Действующий 46-й президент США Джо Байден и его сын Хантер очень активно присутствуют с деловыми активностями в Китае. Утверждать о китайских рисках для латвийской нацбезопасности как минимум преждевременно. После нашей поездки в Пекин туда начали поставлять товары несколько крупных латвийских экспортеров, найдя дистрибьютеров, деловых партнеров и убрав риски своей коммерческой некомпетентности на перспективном, хотя сначала невероятно сложном для западного коммерсанта рынке КНР. Почему они в Шанхае и Гонконге, а не в Брюсселе? Ответ – деньги, Китай сегодня – как американская Калифорния в годы "золотой лихорадки".

Обзор возможных рисков, угроз и вызовов спецслужбы интересен в первую очередь обозначенными тенденциями – можно предположить, Россия, Беларусь и - очень дозированно - Китай будут упоминаться и в отчете СГБ 2021 года как страны, недружественные западной демократии и актуальным транс-атлантическим инициативам. Что приведет к дальнейшему росту пропаганды против указанных государств, росту напряженности в пограничном коридоре западного сообщества, легитимизации и усилению контроля за "базовой лояльностью" различными мерами, включая ограничения основных человеческих свобод. В других странах такое мы называем признаками диктатуры, но в демократических странах Запада подобные меры, видимо, подчеркивают преимущества свободного общества.