РИГА, 17 июн — Sputnik, Андрей Татарчук. Первая выставка товаров производства стран Восточной и Центральной Европы проходит в экспоцентре китайского города Нинбо – портового мегаполиса с почти 8-миллионным населением в провинции Чжэцзян на Восточном побережье. В выставке участвовали и латвийские предприниматели, для которых рынок КНР столь же интересен, сколько сложен и не всегда понятен.
"Рынок Китая - непростой для экспансии, но латвийские товары находят свои ниши", - говорит Агнесе Стурмане, экономический советник посольства Латвии в Китае.
Посольство Латвии – в Пекине, но две торговые миссии нашей республики находятся в городах Восточного побережья. Шанхай, Нинбо и Ханчжоу – три мегаполиса в дельте реки Янзцы, в которых сосредоточена китайская внешняя торговля. К слову, из аэропорта Ханчжоу в Ригу российский перевозчик недавно открыл регулярные авиаперевозки, что позволяет надеяться на экспресс-логистику. Ждать полтора месяца посылки из Шанхая, а именно такой срок занимает путь по морю в Европу, для мира с мгновенными услугами е-коммерции стало давно уже чем-то ненормальным.
В первой выставке China-CEEC Expo and International Consumer Goods Fair, состоявшейся при поддержке Министерства коммерции Китая, участвовали страны Центральной и Восточной Европы плюс Греция. Стенды под национальными флагами показывали китайским закупщикам и потребителям то, чем страны гордятся: Эстония – ликером "Старый Таллин", Литва – янтарными украшениями, деревообработкой и мебелью, Молдавия – вином и сухофруктами, Чехия представила свое машиностроение и даже легкий самолет под маркой "Небесный лидер – 600". Латвию представляли два стенда – Рижской торгово-промышленной палаты и, собственно, Латвии.
На стенде Латвии, поддержанном госагентством инвестиций и развития (структура министерства экономики LIAA, мультибренд Magnetico), - наши торговые марки, знакомые большинству из нас с детства. Печенье Selga и конфеты Laima норвежской группы предприятий Orkla, новая линейка косметики Dzintars, краски Rilak, репелленты и моющие средства Kuper и Anti-Zika, шпроты салацгривского завода Brivais Vilnis и питьевая вода Kekavas avots. Из сравнительно новых - фруктовые цукаты Ramkalni, картофельные чипсы в пластинках Long Chips и овощные Family, наручные часы Ovi (корпус и циферблат из дорогих пород дерева, швейцарский механизм), безалкогольный Swetbeer и шоколад Pure – это только часть брендов латвийских компаний, которые хотят занять место на китайском рынке. Выставка China-CEEC показала, что интерес есть.
На латвийских стендах с алкоголем - кстати, там были еще и вина из Сабиле - пробки из бутылок вылетали одна за другой. На стенде еще одного производителя шоколадных изделий, елгавской фабрики Red, я заметил повышенное любопытство китайцев, в основном, конечно, женщин и детей. Китайская девушка на стенде латвийского Magnetico не успевала ломать плитки шоколада в красной с золотом – беспроигрышно, в Китае это счастливое сочетание цветов – упаковке. Директор по продажам елгавской фабрики Гунтарс Целме оценил рынок КНР.
"Результат есть всегда, мы уже 1,5 года работаем тут. Нинбо – площадка, где мы тестируем цены для китайского рынка. Основной бизнес – в Шанхае. Китайский рынок – ничего особенного, как в Европе. Бешеная конкуренция, здесь есть индийцы, бельгийский шоколад, продукция испанцев Torres. В Китае потребление шоколада растет, конечно, уровень не как в Швейцарии, и Milka тут еще нет. А мы есть в сети Wal-Mart China – это 420 магазинов в Китае, включая Нинбо и все крупные города первой категории", - говорит Целме.
По его наблюдению, Китай интересен тем, что удачные продукты и предложения здесь легко входят в масс-ритейл. Помогает в продвижении продуктов и некоторая вестернизация Китая: профессия учителя английского языка в мегаполисах привлекает тысячи европейских, белорусских, украинских экспатов, потому что тут можно зарабатывать больше, чем дома. При средней зарплате в Шанхае около 120 тысяч юаней в месяц, это примерно 1600 евро, это может быть 3 тысячи евро.
Побережье Китая обогнало Евросоюз по объему средних доходов населения, но при этом там все так же сильны традиции среднего класса.
"Но два года назад здесь булочных почти не было, а сейчас выпечка и кофе с собой почти на каждом углу. Китайцы быстро копируют то, что им кажется удачным, – булочки, кофе вместо зеленого чая и риса, сети "Макдоналдс". Боюсь, с этим они получат те же проблемы европейцев. У нас в линейке Red шесть видов плиток и три вида пралине, но мы расширяем ассортимент. И конечно, красное с золотом, цвет удачи – это беспроигрышно. Не только для Китая, бренд Red в Скандинавии получил хорошие продажи благодаря такому дизайну упаковки. Китай очень интересный рынок, куда не идут те, кто просто его не понимает. Union Food открыли два молочных завода в Китае, сюда заходит пиво Cido grupa, здесь место есть для всех", - заметил Целме.
Первые участники China-CEEC Expo вылетали с образцами продукции в Китай, а председатель этой страны Си Цзиньпин с делегацией из 1100 предпринимателей и представителей правительства, провинций и муниципалитетов вылетал из Китая. На экономическом форуме в Санкт-Петербурге китайцы подписали ряд крупных контрактов с российскими партнерами, речь в которых, конечно, не о пиве и цукатах. Коммерческая тайна не дает партнерам объявить, в скольких из 745 договоров на общую сумму 3,2 триллиона рублей участвуют китайцы. Возможно, China COSCO Shipping, корпорации China Petrochemical Corporation, China National Machinery Industry и другие, чьи руководители летели в Петербург вместе с лидером государства. Такие проекты, как план консорциума Сhina Oy и российского "Мегафона" по прокладке кабеля от Хельсинки до Токио по дну Северного Ледовитого океана, о котором было сказано на Неве, впечатляют.
О России на выставке и семинаре по торговле Китая и стран Центральной и Восточной Европы в Нинбо даже не вспомнили. У Пекина с Москвой улучшаются отношения, но и Европа остается одним из приоритетов внешней экономической политики. Два символа выставки – талисманы морской торговли и электронной коммерции - на прошедшей неделе украсили столицу провинции Чжэцзян.
Почему Нинбо? Этот город во многом отвечает за развитие коммерции в формате "17+1". Нинбо - третий в мире порт по объему грузооборота контейнеров: в 2018 году порт Нинбо-Чжоушань обработал 26 миллионов TEU (двадцатифутовый стандарт в контейнерных перевозках) после Шанхая (42 миллиона TEU) и Сингапура (более 36,6 миллиона TEU). Учитывая, что Нинбо и Шанхай расположены всего в трех часах езды по хайвею и мосту через залив Ханчжоувань, два соседних китайских порта являются главными для морских перевозчиков страны, в которой производство товаров и экспорт на Запад - ключевые моменты стратегии развития государства. А китайский фактор становится только важнее: так, в этом году формат шестнадцати стран Центральной и Восточной Европы плюс Китай "16+1" превратился в "17+1". Греция, южноевропейская портовая страна, в лице Алексиса Ципраса ищет выгоды в партнерских торгово-экономических отношениях с Китаем.
Для европейцев, географически и чаще всего экономически не относящихся к развитому Западу, только такие китайские мегапроекты, как транзит и электронная коммерция, сегодня могут заместить ушедшие российские инвестиции и компенсировать стагнацию и возможные риски экономического кризиса Евросоюза. Не то чтобы бизнес ждет каких-то чудес, но, наверное, с такой надеждой, как сегодня на Пекин, в начале мрачных 90-х в бывших странах Варшавского договора смотрели на Америку. Отличие тут одно – Китай идет в Европу с инвестициями, а американцы ничего не обещали, кроме потертых джинсов и абстрактных конструкций вроде "развития демократии".
Латвийской делегации, на сегодня уже больше недели находящейся к Китае, ясно: КНР сегодня максимально заинтересована в стабильном и выгодном деловом партнерстве, как и Европа заинтересована в огромном китайском рынке. Такие проекты, как "Один пояс – один путь", железнодорожная логистика китайских товаров через Россию и белорусско-польский КПП "Брест-Малашевиче", как морские перевозки контейнеров из портов Нинбо и Шанхая в порты Гамбурга и Роттердама – первые примеры трансграничной бизнес-практики. Популизм политический, в котором даже соседние страны могут строить протекционистские барьеры и поддерживать экономические санкции, на первой европейской выставке в Нинбо был бы абсолютно лишним. В торговле между Китаем и Европой вообще почти все гладко. Латвийской делегации еще предстоят встречи с бизнесменами и должностными лицами в Шанхае и Пекине.
Формат выставки China-CEEC Expo: 18 стран, общая площадь павильонов 110 тысяч кв. метров, более двух тысяч местных и зарубежных гостей. На выставке представлено более 3 тысяч европейских товаров. В 2018 году двусторонний товарооборот между Китаем и Центральной и Восточной Европой составил 82,2 миллиарда долларов США при росте 55,4% по сравнению с 2011 годом.