Трамвай до Шкиротавы: в Риге случайно всплыл проект на треть миллиарда евро

Что планируют чиновники в отношении продления трамвайной линии в Риге и будут ли они обсуждать все это с общественностью?
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

РИГА, 11 мар — Sputnik. За бешеные деньги собираются продлить трамвайную линию с Московской улицы Риги до железнодорожной станции Шкиротава. Кому это надо? Ответ на этот вопрос попыталась найти газета "Сегодня".

Как снег на голову

На сеймовской комиссии по долгосрочному развитию (вообще в Сейме 19 комиссий и 17 подкомиссий — практически на все случаи жизни) рассматривался вопрос о планах чиновников оприходовать часть из гарантированных Латвии 1,65 миллиарда евро из европейского Фонда восстановления и устойчивости.

Daugavpils satiksme закупит автобусы и трамваи на 33 миллиона евро

При просмотре презентации Министерства сообщения Латвии, на предпоследнем слайде неожиданно обнаружилось, что Минтранс собирается от конечного пункта "Кенгаргс" продлить трамвайную линию дальше - по Московской улице и налево — до станции Шкиротава.

Но дело в том, что ни одним предыдущим или действующим планом развития Риги подобное вообще ни разу не предусматривалось. Там были прорисованы варианты продления трамвайной линии в Румбулу, но не в Шкиротаву.

В Рижской думе вариант продления трамвая в Шкиротаву вообще ни на одном пленарном заседании депутатами не рассматривался. Так что чиновники благополучно обошлись и без думы, и без рижан.

Варианты: плюсы и минусы

Само по себе продление трамвайной линии до железнодорожной станции — вполне логичный шаг в "мирное время". У жителей появляется дополнительная мобильность, возможность пересесть с трамвая на электричку без лишних пересадок и затяжных пеших прогулок. Может быть, кто–нибудь благодаря этому действительно пересядет из автомобиля в трамвай.

Сколько подобное продление линии может стоить, отдельно нигде не написано. Как конкретно ее собираются проложить, в министерском плане не сообщается, а из схемы можно лишь догадаться, что рельсы проложат по улице Маскавас и затем по улице Икшкилес — до улицы Локомотивес.

Пересядьте на трамваи: рижским депутатам предлагают отказаться от бесплатной парковки

Как удалось понять, вариантов продления по меньшей мере два.

Первый возможный вариант так и есть: по Маскавас — Икшкилес в оба направления с разворотом вокруг бывшего ресторана "Русе". Но там сейчас земля частная, пришлось бы ее отчуждать, а это дополнительная морока без гарантии положительного исхода, поэтому чиновники такой вариант расценивают весьма пессимистично. К тому же границы "красных линий" улицы Икшкилес вместе со всеми тротуарами всего 15 метров.

Второй возможный вариант — пустить трамвай кругом: Маскавас — Вишкю — Локомотивес — Икшкилес — Маскавас. При таком повороте событий оказывается, что жители улицы Прушу на трамвае смогут только приезжать из центра домой. Если ехать дальше в центр, то у трамваев 7-го маршрута, кроме как в Шкиротаве, не будет другого места, где вагон проветрить, осмотреть, где водитель может помыть руки, попить чай, перекусить. То есть там должна быть стоянка 5–8 минут. Пассажиры с улицы Прушу такими стоянками явно не будут довольны.

Теоретически возможны и еще какие–нибудь иные варианты, но при частном землепользовании с альтернативными вариантами вряд ли сильно разгуляешься.

Опять "коренной поворот"

В министерстве сообщения железнодорожные остановки с доступной пересадкой на общественный транспорт (в Риге таких действительно немного) теперь называют "пунктами мобильности". И собираются создать в Риге 6 таких "пунктов" (Шкиротава, Болдерая, Зиемельблазма, Даудери, Саркандаугава, Земитаны) и один в Царникаве. А трамвай в Шкиротаву, если его построят, это вообще 2026 год.

Помимо прочего, с 2024 года собираются ввести интегрированное планирование, заказ и организацию пассажирских перевозок, "единый билет", информационную систему для пассажиров в реальном времени. Все реформы задумано завершить к 2030 году. Вряд ли, конечно, их будут завершать те, кто затеял.

Министр транспорта Латвии проехался на российском трамвае и поставил лайк

Так или иначе, Минтранс сообщил, что в связи со всем намеченным собирается перевести на напряжение 2+25 кВ переменного тока на 81 километре трех железнодорожных линий и перестроить на такое напряжение 1 станцию. Общие расходы 93,7 миллиона евро.

Также планируется создать 7 станций электрической зарядки автобусов (так в тексте) — 3,3 миллиона евро, устроить 8 многофункциональных "пунктов мобильности" и проложить трамвайные пути в Шкиротаву (3,52 км). Общие расходы — 49,3 миллиона евро, создать 68 километров магистральной велоинфраструктуры — 34,5 миллиона евро, проложить 5,3 километров линии скоростного общественного транспорта — 40,2 миллиона евро, приобрести 7 электропоездов с аккумуляторами — 74,4 миллиона евро, закупить 4 трамвая — 10 миллионов евро, приобрести 17 электроавтобусов (так в тексте) — 11,1 миллиона евро.

Итого — 316,5 миллиона евро. При этом гарантированное доступное финансирование — 295,4 миллиона евро.

Сейчас чиновники, готовившие все эти предложения, собираются провести дискуссии с общественностью. Однако, так как общественные обсуждения в ином формате в период чрезвычайной ситуации возможны лишь в виртуальном режиме, вряд ли в планы можно будет внести какие–нибудь серьезные изменения.