РИГА, 11 мар — Sputnik, Дмитрий Олейников. Руководитель Службы финансовой разведки (СФР) Илзе Знотиня опубликовала на сайте службы статью с предупреждением, что экономические последствия COVID-19 могут вынудить ослабить борьбу с нелегальными капиталами, и те вновь пойдут в латвийские банки.
"Латвии следует быть готовой к тому, что убытки, нанесенные пандемией народному хозяйству, могут стать весьма существенным основанием для кардинального ослабления стандартов надзора за легализацией незаконных капиталов", - отмечает в своей статье Знотиня. Она указывает, что в желании развивать экспорт финансовых услуг и привлечении иностранных клиентов нет ничего незаконного, это ниша традиционного бизнеса, которую использовали и будут использовать многие страны. Однако необходимо контролировать риски и быть готовыми к определенным последствиям.
В своей статье Илзе Знотиня указывает на источники происхождения средств: "Первоисточники денежного потока нерезидентов в Латвии отмечены в конце 80-х годов, когда развитие получил бизнес по обмену валют. В 90-х годах, с развитием банковских услуг, нерезиденты все чаще доверяли свои деньги латвийским финансовым учреждениям, чтобы избавиться от политической нестабильности у себя дома, возможного контроля за денежным потоком и таким образом обеспечить сохранность своих денег". Это предопределило особенности латвийского финансового рынка на последующие три десятилетия – латвийские банки разделились на две группы – скандинавские, которые обслуживали местных клиентов, и латвийские банки, которые обслуживали нерезидентов.
За свое непонимание рисков и неумение ими управлять Латвия в 2018 году получила "красную карточку" от международных организаций. Однако сейчас, когда проделана значительная работа по исправлению ситуации, по мнению руководителя СФР, возникают другие риски: "К сожалению, приходится часто слышать как личные, так и общего характера обвинения в том, что мы перестарались. Истории успеха Латвии, сумевшей в короткое время упорядочить финансовый сектор, противопоставляются конкурентоспособность страны и развитие народного хозяйства".
Традиционными источниками, генерирующими нелегальные капиталы в Латвии, были уклонение от уплаты налогов и коррупция, но теперь, с пандемией, ситуация меняется: "COVID-19 повлиял и на финансовые преступления в мире. Появились новые возможности для преступников, которые хотят использовать уязвимость стран в чрезвычайной ситуации, а также усиленно действуют в цифровой среде. Думая о жизни после пандемии, надо считаться с тем, что появятся новые риски: борьба за иностранные инвестиции, за предприятия, новых клиентов и финансовые потоки обострят конкуренцию между странами".
На этом основании глава СФР предупреждает: "Нам надо быть готовыми, что убытки народного хозяйства, возникшие в кризис, могут стать достаточно важной причиной для того, чтобы снизить стандарты надзора, смягчить регулирование, стать "серыми" и пошире открыть двери для новых денежных потоков в надежде добиться скорейшего роста экономики". Разумеется, руководитель Службы финансовой разведки призывает сказать "твердое нет" подобным намерениям.
В виде комментария можно отметить: в результате "капитального ремонта" банковской системы Латвия потеряла, по различным оценкам, до 10 миллиардов евро средств со счетов клиентов. Объемы кредитования отстают даже от соседних балтийских стран, хотя еще десятью годами ранее Латвия была безусловным лидером финансовых услуг в Балтийском регионе. Надзорные организации наделены правом штрафовать коммерческие банки практически в безусловном порядке, а те, боясь штрафов, применяют такую же безжалостную политику (закрытия счетов без объяснения причин) в отношении своих клиентов. Неудивительно, что даже предприятия-резиденты предпочитают уходить из латвийских банков и открывать счета в коммерческих учреждениях соседних стран с более предсказуемым законодательством.
Последние известные скандальные случаи – банки отказывались открывать счета компаниям, сотрудничающим с латвийским оборонным комплексом, а также – белорусским предприятиям, которые воспользовались предложением министерства экономики открыть бизнес в Латвии после выборов президента Беларуси.
Было бы неправильно обеспечивать рост экономики за счет привлечения нелегальных капиталов, однако конкурентоспособность латвийских банков существенно бы повысилась, если бы условия там были схожи с теми, которые действуют в банковском секторе в других странах ЕС.