Продолжается самоотверженная борьба правительства Латвии с наступлением COVID-19, сейчас все силы брошены на рытье окопов на пути его "британского" штамма. При этом подлая зараза снова подкинула нашим министрам задачку на сообразительность, а некоторых членов кабинета министров и представителей отраслевых организаций поставила на грань совершения преступления.
А не пора ли запретить "домоседство"?
В среду, 3 марта, с утра предводитель латвийских министров Кришьянис Кариньш сказал в передаче TV3 "900 секунд", что для уменьшения заболеваемости COVID-19 можно сделать требование удаленной работы обязательным. Этим заявлением он многих привел в ужас, например министра экономики Яниса Витенбергса, который заявил, что обрабатывающая промышленность - это единственное, что пока держит экономику Латвии на поверхности. А выплавлять сталь дома не всегда сподручно. Хотя, где еще, ведь последний флагман отечественной металлургии в Лиепае давно обанкротился.
Премьер же сослался на данные Центра профилактики и контроля заболеваний (ЦПКЗ), которые свидетельствуют, что коронавирусом очень часто заражаются на рабочих местах.
Буквально час спустя в информационных агентствах появилась новость от ЦПКЗ о том, что число заражений COVID-19 в домохозяйствах значительно увеличилось, а на рабочих местах, наоборот, уменьшилось. Так, 57,2% инфицированных заразились дома, 16,4% - на работе. То есть разница - в 3,5 раза. 6% заразились в учреждениях социального ухода, 6,3% - в медицинских учреждениях, 6,3% - в образовательных учреждениях, 2,1% - на частных мероприятиях, 0,1% - в приютах и 3,6% - в других местах.
Подумалось - у нас что, два разных ЦПКЗ? И как теперь в свете вновь открывшихся знаний поступит Кариньш, придумавший термин "домоседство", и его кабинет с министрами? Решение о переводе всех на домашнюю работу ожидается на следующей неделе. Говорят, что оно может вступить в силу 15 марта. Так что Международный женский день население сможет традиционно отметить на рабочем месте.
Сомнение или преступление?
Сумбур вместо музыки продолжался в правительстве и среди социальных партнеров в связи с оценкой вредоносности "британского" штамма коронавируса, который по привязчивости можно сравнить со шлягерами британских поп-групп. Помните, что Первый Балтийский канал на днях был оштрафован за прозвучавшие в передачах "Здоровье" и "Жить здорово" утверждения о том, что коронавирус не так уж и заразен.
Так в тот же день, когда Кариньш заявил о пользе домашней работы, сначала министр внутренних дел Гиргенс произнес, что не стоит поднимать панику по поводу нового, "британского" штамма COVID-19, и нельзя сказать, что он является более заразным, потому что в эпидемиологии нет такого термина.
Через пару часов состоялось заседание стратегической рабочей группы по ограничению COVID-19, состоящей из представителей правительства и социальных партнеров. Вместо запланированных в повестке дня вопросов поддержки жителей и распределения средств ЕС, обсуждение стихийно перекинулось на тему заразности коронавируса и его новых разновидностей.
После сообщений главы Минздрава Даниэля Павлютса о новом штамме и необходимости всему населению дружно вернуться на удаленную работу, председатель правления Латвийской торгово-промышленной палаты (ЛТПП) Янис Эндзиньш потребовал у Павлютса объяснить, в чем именно выражается повышенная заразность "британского" штамма.
Павлютс сказал, что сам в этом вопросе не компетентен, но вот глава ЦПКЗ Перевощиков неоднократно указывал, что он (не Перевощиков, а новый штамм) на 70% заразнее старого доброго "уханьского" образца коронавируса. Вице-президент Латвийской конфедерации работодателей (ЛКРД) Юрис Бинде остался не удовлетворен объяснением и тоже пожелал каких-то более осязаемых доказательств высокой заразности в виде цифр и статистики. Кроме того, он не согласился с Павлютсом в части того, что сказанное экспертами нельзя подвергать сомнению.
"В науке все можно поставить под сомнение", - заявил он.
Отметим, что высказывания главы МВД и ход дискуссии стратегической рабочей группы освещали информационные агентства и большинство местных СМИ. И если уже провайдера ПБК оштрафовали за высказанное в России мнение доктора Елены Малышевой и приглашенных ею в студию коллег, то не значит ли это, что и министра Сандиса Гиргенса, и главу ЛТПП Эндзиньша, и вице-президента ЛКРД нужно срочно и строго наказать, ибо они так же "распространили ложную и вводящую в заблуждение информацию о коронавирусе и его заразности, тем самым подвергая опасности общественное здоровье и создавая серьезные риски".
Или у нас и тут двойные стандарты, а карательные меры по отношению к российским каналам все-таки были продиктованы отнюдь не заботой о здоровье населения?