РИГА, 3 мар — Sputnik. В Риге демонтировано около 20 остановок общественного транспорта, и в ближайшее время такая же участь может постигнуть еще несколько десятков навесов. Причина – в несогласованности действий фирмы-владельца и стройуправы Риги, которые за несколько лет не смогли урегулировать статус объектов, у которых истек срок эксплуатации и размещения рекламы, сообщает Латвийское телевидение.
Пропали, в частности, остановки "Рушону" и "Шкиротава". "Сначала были красно-белые ленты. На следующий день остановки уже не было. Вот что было не так? Наверное, она была в аварийном состоянии. Только на это можно подумать", - говорит жительница Кенгарагса Нина.
Всего в городе демонтировано уже около 20 остановок. В транспортной компании Rīgas satiksme на запрос LTV7 ответили, что не знают причин – остановками заведуют не они. Причины пропажи остановок смогли прояснить лишь в Рижской стройуправе. Оказалось, что снесенные остановки – собственность компании JCDecaux. Они были установлены еще в начале двухтысячных. Всего фирме принадлежит около 600 остановок в Риге, которые она содержит за свой счет, а за это размещает на них рекламу, уплачивая соответствующий налог.
Представитель строительного управления Эдгарс Бутанс заявил, что у компании закончился срок разрешения на размещение рекламы, и поэтому, видимо, она решила демонтировать навесы.
"Но, чтобы демонтировать остановки законно, нужно согласовать в строительном управлении соответствующие документы. Таких документов нет, поэтому пока что демонтаж других остановок приостановлен", — сказал Бутанс.
В свою очередь, директор JCDecaux Latvija Елена Брокане заявила, что причина – не в разрешении на размещение рекламы, а в том, что у остановок истек срок эксплуатации еще в 2016 году. По ее словам, все эти четыре года компания пыталась выяснить у стройуправы, что делать с этими остановками, ответ стал ясен в этом году - компанию стали штрафовать за размещение рекламы, было выписано 44 административных акта на несколько тысяч евро.
Компания больше не стала ждать и теперь сносит старые остановки, 20 уже демонтировано, осталось еще 80.
По словам Бутанса, остановки еще можно было сохранить, подав документы на продление срока эксплуатации. Но Елена Брокане говорит, что впервые об этом услышала от журналистов, а не от стройуправы. Вопросом заинтересовалась и Рижская дума. В ее интересах — сохранить остановки.
"Интересно все вышло в свет, потому что они хотели со строительным управлением согласовать одну рекламу и те посмотрели документы, в которых вообще такая постройка не принята в эксплуатацию. В принципе, она нелегальная. А если ее легализовать, то надо платить аренду на землю. Они говорят, что в договоре, который они заключили с предыдущей администрацией, не говорится об аренде земли, и они отказываются за это платить", — рассказывает глава комитета по делам сообщения и транспорта Рижской думы Олафс Пулкс. Он также сообщил, что договор с фирмой заключен до 2034 года. Пункт о том, что аренду на землю можно не платить, — незаконный, считает он.
Но у Брокане другая версия: "Мы размещаем остановки за свои деньги, в том числе мы платим рекламный налог. Он, правда, снижен. И мы платим аренду земли Rīgas satiksme через компанию, которая выиграла конкурс на остановки и на размещение рекламы на общественном транспорте. У меня, честно говоря, сердце болит, когда я смотрю на отношение к нам, предпринимателям, как к нам относятся последние годы. Мы должны всё, а нам не должен никто и ничего".
Пока компания и стройуправа разбираются в нюансах старого договора, пассажиры будут вынуждены мокнуть под дождем. Правда, департамент сообщения обещает скамейки. Это временное решение, пока Рижская дума решит, как вернуть остановки.
Ситуацию уже язвительно прокомментировал экс-мэр Риги Нил Ушаков, который не упускает случая уколоть новые рижские власти.
"Неплохой рестарт Риги получается. Полугода не прошло, а уже минус 100 навесов на остановках общественного транспорта. Интересно, мы скоро все опять услышим - "виноваты Ушаков, Согласие и русские"?" – написал Ушаков на своей странице в Facebook.