Латвия карает инвесторов! Юристы требуют остановить произвол Службы финансовой разведки

Известные в Латвии присяжные адвокаты считают, что забота о безопасности государства не должна перерастать во вседозволенность, как это происходит сейчас, поэтому отправили письмо генеральному прокурору Латвии с просьбой разобраться
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

РИГА, 28 дек — Sputnik. Пять известных присяжных адвокатов Дайга Силиня, Саулведис Варпиньш, Лаурис Лиепа, Оскарс Роде и Айво Лейманис обратились с открытым письмом к генпрокурору Латвии Юрису Стукансу, пишет Pietiek.com. Они призывают остановить произвол Службы финансовой разведки (СФР).

Латвия опять перестаралась

"Уважаемый господин Ю. Стуканс! Ознакомившись с публикацией от 14 декабря 2020 года на портале Nra.lv "Служба финансовой разведки сначала публикует, потом скрывает", мы хотим поддержать высказанное вами мнение о попытках Службы финансовой разведки (СФР) распространить принятые в наши дни нормативные акты на события десятилетней и двадцатилетней давности: "Нам нужно вспомнить, что начался так называемый финансовый ремонт. Нет смысла распространять на события 2000 года нынешние требования к надзору и контролю за оборотом средств. Их надо забыть, простить и вернуть деньги, если мы не можем доказать других преступлений".

Служба финансовой разведки Латвии запустила тщательную проверку белорусских компаний

Также заслуживает высокой оценки замечание, что Латвия перестаралась с вписанной в Уголовный закон (УЗ) нормой о конфискации имущества, полученного незаконным путем. Мы в своей практике также видим, что эти нормы затрудняют не только понимание закона и его целесообразное применение, но и право на защиту владельца имущества.

Но мы хотим указать, что после вашего интервью 29 сентября 2020 года в передаче LTV 1 "1:1", где вы сказали, что примерно по 50% дел, возбужденных по 195-й статье УЗ, невозможно будет выдвинуть обвинение и призвать лиц к уголовной ответственности, и что в практике смешиваются понятия средств, полученных незаконным путем, и средств невыясненного происхождения, не последовали действия по изменению сложившейся ситуации и предотвращению необоснованных нарушений прав владельцев имущества.

Сейчас инвесторов (иностранных граждан) фактически задним числом наказывают за использование услуг латвийских банков и за латвийскую политику по привлечению инвестиций. Кажется, мы забыли, что это была проводимая правительством политика по привлечению иностранных инвестиций, которая шла в прямой сцепке с поправками к закону об иммиграции и за полгода с момента вступления в силу принесла латвийскому народному хозяйству 142,5 миллиона латов.

Допущения вместо доказательств

К тому же начатые по 195-й статье УЗ процессы чаще всего субъективны и основаны на допущениях. Пониженный стандарт доказательства незаконного происхождения средств создал условия, в которых государство может конфисковать имущество на основании подозрений, даже не доказывая его фактическое незаконное происхождение. Такой подход создает серьезные угрозы демократии и необоснованное нарушение основных прав. Упомянутые случаи уже достигли такого масштаба, что это негативное явление стало вопросом национальной безопасности.

Как сказал президент Эгилc Левитс в интервью газете Diena от 5 октября 2020 года, "мы из одной канавы заехали в другую, и это надо как-то ограничивать. Гражданин не должен оправдываться за то, как он – нормальный гражданин – тратит свои деньги, это недемократический вопрос, за исключением случаев, если он нарушил закон, если есть конкретные подозрения. Но тогда эти подозрения нужно доказать".

Продолжая игнорировать нарушения прав, государство рискует столкнуться с международными исками о защите инвестиций в размере нескольких десятков миллионов евро. Это причиняет ущерб и международной репутации государства и снижает конкурентоспособность Латвии в привлечении иностранных инвестиций. Годами в разных документах планирования политики и декларациях правительства одной из основных целей указывалось привлечение инвестиций и улучшение предпринимательской среды. К сожалению, нынешняя деятельность СФР направлена в обратную сторону.

Очередной удар по пострадавшим в золитудской трагедии: финансовая разведка заморозила фонд

Никто не спорит, что нужно бороться с оборотом в экономике незаконно полученных средств. Но характер этой борьбы, когда процессы возбуждаются на основании малейших подозрений, свидетельствует о неспособности Генеральной прокуратуры действовать законно, в соответствии с целью и духом закона, добиваясь справедливого и соответствующего фактическим обстоятельствам, а не формального решения.

Недопустимо, что СФР обосновывает свои действия только формальной ссылкой на правовые акты и указанные в них полномочия и обязанности. Также недопустимо, что СФР может снять с себя любую ответственность за последствия своих действий, оправдывая их широкими интерпретациями вопросов безопасности. Забота о безопасности государства не должна перерастать во вседозволенность. В делах о легализации незаконно полученных средств владельцу имущества не гарантируется минимум процессуальных прав, игнорируется право своевременно получать информацию о сделках, которые, с точки зрения СФР, вызывают подозрения и в которых нужно доказывать легальное происхождение средств. Это не те принципы, которыми нужно руководствоваться в правовом государстве.

В демократическом обществе у лица, подавшего иск, есть право ждать, что он будет рассмотрен по существу, а не так что Генеральная прокуратура только проверяет формальные права и полномочия принявшего решение принимать такое решение, сообщив, что дело уже передано в полицию и начат уголовный процесс, на который особо уполномоченный генеральным прокурором прокурор больше не может повлиять. Рассмотрение исков должно быть основанным на законе и объективности, свободным от предрассудков и формализма.

Среди основных приоритетов государства должно быть существование гарантирующей безопасность и эффективной системы защиты и применения прав. А происходящее свидетельствует о самодурстве и безответственных действиях, которые уже граничат с правовым нигилизмом. Мы хотим указать, что никто не отменял ответственности должностных лиц за необоснованность начать уголовный процесс и за бездеятельность должностного лица.

Ни контроля, ни ответственности

Законность решений СФР сейчас никем не оценивается, и СФР не несет никакой ответственности за свои решения. Она освобождена от обязанности сообщать владельцам денежных средств о конкретных фактических и юридических обстоятельствах, легших в основу подозрений о незаконном происхождении средств.

В прокуратуре Елгавы прошли обыски

Мы считаем, что Генеральная прокуратура должна рассматривать, содержат ли решения СФР достаточно информации для того, чтобы начать уголовный процесс, и в каждом ли случае для установления истины необходимо применять уголовно-процессуальные методы и средства.

Генеральной прокуратуре в рамках надзора нужно незамедлительно прекратить необоснованно начатые уголовные процессы. Недопустимо утверждение некритичного мнения СФР в вопросах борьбы с незаконно полученными средствами. Мы ждем от генерального прокурора более активной и понятной позиции в этих важных для общества вопросах.

Учитывая все вышесказанное, просим незамедлительно прекратить установившуюся практику бесконтрольного возбуждения уголовных дел по сообщениям СФР. Просим обнародовать Ваш план действий по исправлению недочетов и укреплению законности в Латвии.

Присяжный адвокат Дайга Силиня, присяжный адвокат Саулведис Варпиньш, присяжный адвокат Лаурис Лиепа, присяжный адвокат Оскарс Роде, присяжный адвокат Айво Лейманис".