Как права ребенка сочетаются с уроками гособороны: "Прогрессивные" спорят с Пабриксом

Детей нужно учить не владению оружием, навыкам полевого боя и военной топографии, а более широкому пониманию безопасности, в том числе принципам кризисной устойчивости, правилам кибербезопасности и основам первой помощи, считает Даце Каваса
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

РИГА, 16 дек — Sputnik. Партия "Прогрессивные" призвала президента Эгилса Левитса не провозглашать закон об уроках государственной обороны в школе, поскольку он противоречит Конвенции о защите прав ребенка. Подробнее о позиции "Прогрессивных" рассказала член правления Даце Каваса в интервью Neatkarīgā.

Она отметила, что в основе конвенции лежит принцип оценки интересов детей при принятии каждого государственного решения, которое их касается. Поэтому при принятии столь важного решения о внедрении программы всеобъемлющей государственной обороны нужно серьезно оценить ее с позиции прав ребенка, привлечь омбудсмена и провести общественное обсуждение.

"Ненужная милитаризация школ": Левитса просят заблокировать закон об уроках гособороны

Каваса напомнила, что, согласно дополнительному протоколу к конвенции и другим документам ООН, нужно избегать использования школ в качестве платформы рекрутирования, а детей до 18 лет нельзя вербовать в армию. Парижские принципы, принятые по итогам конференции "Освободим детей от войны" в 2007 году, также предусматривают, что государства не должны допускать активного рекрутирования в школах.

"Законопроект предлагает передать обязательный курс обучения инструкторам Яунсардзе - учреждения, находящегося в прямом подчинении министерства обороны, что прямо показывает связь с рекрутированием в вооруженные силы. Обязанность министерства обороны и Центра Яунсардзе – стимулировать интерес к Национальным вооруженным силам, но это не функция обязательного образования.

Любая милитаризованная обучающая программа для несовершеннолетних должна осуществляться только добровольно, с согласия родителей", - полагает Каваса.

Политик заявила, что о службах и принципах, обеспечивающих всеобъемлющую государственную оборону, могли бы рассказать обычные педагоги, а вот военный персонал в качестве преподавателей только подвергает детей риску рекрутирования.

Она считает, что в ходе обсуждения законопроекта Минобороны формально отнеслось к возражениям Минобрнауки и не учло позицию негосударственных организаций.

Ливчак: образованием в Латвии должны заниматься учителя, а не военные

"Не привлечены важнейшие ведомства, которые обеспечивают другие, невоенные, функции государственной обороны (к примеру, МВД и министерство здравоохранения), а особенно те учреждения, которые обеспечивают защиту прав ребенка, в том числе омбудсмен. Координировать разработку уроков государственной обороны должно министерство образования и науки", - подчеркнула Каваса.

По мнению "Прогрессивных", президент должен вернуть закон на повторное рассмотрение, в ходе которого Сейм должен разделить его на два проекта – о Яунсардзе и об уроках гособороны. Тем самым депутаты поддержат деятельность Центра Яунсардзе, который разъяснит функции обороны и повысит интерес к военной службе с помощью добровольных мероприятий. А отдельный закон об обучении гособороне в школах позволит более серьезно обсудить эту тематику с министерством образования и другими ведомствами.

Как права ребенка сочетаются с уроками гособороны: "Прогрессивные" спорят с Пабриксом

"Прогрессивные" согласны, что гособорона от внешних угроз – это часть понимания безопасности, но считают, что обучение гособороне должно быть более широким.

"Прогрессивные" выступают за государство, где безопасность жителей находится в центре политики. Аспект безопасности должен охватывать все сферы общества. Это значит, что должна быть обеспечена полноценная сеть социальной поддержки в кризисных ситуациях. Социальная поддержка должна обеспечивать индивидуальную помощь, должна быть направлена на развитие автономии человека и возобновление его участия в обществе.

Безопасность включает экологическое направление и охрану среды, высокие стандарты индустриальной и кибербезопасности, безопасность дорожного движения, эффективную гражданскую оборону и государственную оборону от внешних угроз. Поэтому неприемлемо, что военное обучение продвигается вместо действительно необходимого обучения всеобъемлющей государственной обороне.

Из предложенных 140 часов программы Яунсардзе выделено 114 часов, из которых 31 будет уделен навыкам полевого боя, 31 – обращению с оружием, 25 – военной топографии, вместо того чтобы обеспечить понимание детьми принципов кризисной устойчивости, первой помощи, кибербезопасности и государственных процессов", - подчеркнула Каваса.

"Прогрессивные" не представлены в парламенте, но они доказали свое влияние, став триумфаторами последних выборов в Рижскую думу. В столице они входят в коалицию с "Для развития/За!" - именно представитель этого объединения Артис Пабрикс возглавляет министерство обороны, предложившее законопроект, который так возмутил "Прогрессивных".

Создавать лояльных Латвии: в школах хотят ввести предмет "военное дело"

Минобороны планирует, что уроки гособороны станут обязательными для 10-11-х классов школ, а также перво- и третьекурсников учреждений среднего профессионального образования. В год эти уроки будут посещать около 34 тысяч человек. Преподавателями станут инструкторы Центра Яунсардзе, он же обеспечит необходимые для обучения средства.

В законе оговаривается, что инструкторы будут индивидуально адаптировать содержание уроков и учебный процесс для тех учеников, которые не смогут осваивать какую-то часть содержания уроков гособороны по религиозным убеждениям или другим объективным причинам.

Для этих уроков будет выделен один день в месяц, иногда ученики будут весь день проводить на улице – тогда им обеспечат питание.

Министр Пабрикс уверен, что общество поддерживает внедрение таких уроков в школах. Он выразил сожаление, что "Прогрессивные" не прислушались к "многолетним дискуссиям экспертов и профессионалов" на этот счет.