РИГА, 13 дек — Sputnik. Задачей проекта было привлечь специалистов, имеющих образование и практический опыт в какой–либо области, к работе учителя, и помочь им получить необходимое для работы в школе образование и практическую подготовку, пишет Марина Блументаль для Bb.lv.
Более полугода прошло с тех пор, как первая группа числом около 100 человек приступила к учебе, а с 1 сентября — и к практической работе. Как живется–работается сегодня "новеньким" — особенно в нынешних, мягко говоря, очень непростых условиях?
Об этом рассказал доктор педагогических наук, директора программы высшего профессионального образования второго уровня Skolotājs, профессор Латвийского университета Иева Маргевич–Гринберг.
— Первое, что хотелось бы отметить, оглядываясь назад, — что нам очень повезло, что наш проект начался летом этого года. Не было почти никаких ограничений, и у нас была возможность интенсивно работать, общаться с нашими студентами напрямую — в течение двух недель мы все вместе жили в помещениях Елгавского техникума, так что в образование участников проекта изначально был заложен очень хороший фундамент. И потом, когда наши учителя приступили к практической работе, мы еще успевали проводить очные лекции в наших университетах. Все это вспоминается с известной ностальгией, ведь сейчас все происходит дистанционно…
— Не секрет, что в школах хронически ощущается нехватка педагогов. Причина проста: профессия учителя в Латвии не является престижной, и связано это прежде всего с оплатой труда преподавателя. Тем не менее вам удалось набрать группу в 98 человек, и, насколько известно, им пришлось еще выдержать конкурс… Откуда такая мотивация?
— В самом деле, интерес был очень велик. Конкурс у нас был, как в престижный вуз — 6 человек на место! А многие из тех, кто не попал именно в эту, первую группу, подавали заявления на участие в других обучающих программах. Многие попытаются принять участие в конкурсе в этом году — ведь проект продолжается.
Что касается мотивации — то у каждого своя жизненная история, соответственно — своя причина желания стать учителем. Но есть и кое–что общее: у многих людей в какой–то момент появляется естественная потребность передать накопленные знания и опыт другим, а школа — как раз то самое место, где можно успешно реализовать эту потребность.
Так что нашей задачей было, с одной стороны, действительно помочь восполнить кадровый дефицит в школах, а с другой — дать возможность людям, которые уже состоялись в той или иной профессии, передать свои знания и свой опыт подрастающему поколению. В конце концов, если ты состоявшаяся личность, если тебе есть что дать детям и ты хочешь им это дать — почему бы не попробовать?
Среди наших "студентов" были, к примеру, и преуспевающие предприниматели, которые уже самоутвердились в своем бизнесе и с удовольствием готовы делиться знаниями с детьми, подростками…
— Просвещение, образование — задача прежде всего государства. Насколько государство со своей стороны поддерживает данный проект?
— Поддерживает и морально, и финансово: ведь эта программа оплачена государством. Учащиеся курсов не платят ни за обучение, ни за помощь менторов. Более того — тем, кто совмещает работу с учебой в школе, к зарплате полагается еще и стипендия (около 200 евро). Это очень важно, поскольку в первый год работы ставка еще не очень велика, и стипендия отчасти компенсирует то, что человек учится и, соответственно, не может посвящать работе больше времени.
— Прошло более полугода с момента, как стартовал проект Mācītspēks. Можно ли делать какие–то выводы, говорить о каких–то результатах?
— Да, сейчас мы подводим некоторые промежуточные итоги. Первое, что неоспоримо — польза для школ: им не пришлось ждать, пока молодые педагоги–выпускники вузов завершат свое обучение и получат диплом, ведь наша модель дает возможность и учиться, и одновременно учить школьников. Такую модель — освоение профессии в рабочей среде, совмещая теорию с практикой, — без преувеличения можно назвать инновацией. Однако это пока еще лишь пилот–проект: мы еще пробуем, ищем, анализируем опыт — как собственный, так и зарубежный, обсуждаем, дискутируем, берем на вооружение то, что лучше, отсеиваем лишнее…
С чем мы столкнулись и над чем предстоит еще серьезно работать — неупорядоченная нормативная база. Надо понимать, что к нашей программе нельзя предъявлять те же требования, как к другим аналогичным программам. Пример: наш курсант идет работать в школу с 1 сентября, а согласно нормативным документам, этому должен предшествовать определенный период практики. Но в нашем случае это невозможно по определению: нагрузка на человека, который параллельно учится и работает, и без того огромная.
Другая проблема, с которой мы столкнулись — недостаточная оплата труда наставника, не учтен реальный расход его времени, его реальная нагрузка. Но, конечно, это вопрос государственного уровня, наши университеты могут лишь сформулировать проблему и инициировать ее решение, а уже найти выход — задача государственных структур.
И, конечно же, самое неприятное — что трудовая деятельность наших курсантов пришлась на очень непростое для всех время. Мало того что огромная нагрузка, мало того что они оказались в малознакомой среде — в результате пандемии весь классический учебный процесс, по сути, оказался нарушен. В ситуации, когда все меняется даже не по дням, а по часам, когда не знаешь, что будет завтра, нелегко приходится даже более опытным учителям с большим стажем. А что говорить про наших студентов!
Мы, конечно, со своей стороны стараемся поддерживать их как можем. Но все равно это для них большой стресс и большое напряжение.
Что хотелось бы отметить как исключительно позитивное — это замечательная, слаженная и коллегиальная работа преподавателей наших трех университетов — Латвийского, Лиепайского и Даугавпилсского — и общественной организации Iespējamā misija ("Возможная миссия"). Мы все постоянно на связи, еженедельно проводим видеовстречи, обсуждаем актуальные вопросы, вносим предложения и т. д. Очень важно, что программа "живая": например, если что–то подходит для одного региона, а для другого нет, ее вполне можно адаптировать под нужды конкретного региона.
— Итак, первые участники получают "боевое крещение", обучая детей в экстремальных условиях. А что будет с самим проектом? Последует ли продолжение?
— Разумеется. 14 декабря завершается набор в следующую группу, после чего последует конкурс, в ходе которого будут отобраны лучшие. А в конце апреля к учебе приступит новая группа из ста специалистов разных отраслей, желающих стать школьными учителями.