Опасные грузы рядом с вокзалом Rail Baltica: окружная железная дорога Риге не светит

Группа архитекторов хочет реанимировать идею окружной железной дороги вокруг Риги, которая обсуждалась еще в советские времена; в Минсообщения рассказали, когда самое раннее можно начать проектирование такой трассы
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

РИГА, 7 дек — Sputnik. Каждый день через многонаселенные микрорайоны Риги движутся составы с опасными грузами, которые создают шум, загрязнение и угрозу для гражданской безопасности. Архитекторы и урбанисты из Латвийского объединения модернизации инфраструктуры предлагают решить эту проблему за счет строительства обводной железнодорожной трассы вокруг Риги, чтобы поезда в порт не шли через город, пишет Nekā personīga.

Интересно, что подобное предложение уже обсуждалось в советское время, и в 1990 году Совет министров Латвийской ССР даже постановил подготовить такой проект, чтобы гарантировать безопасность перевозки опасных грузов по железной дороге. Но тогда денег на это начинание не было, не нашлось финансирования и после восстановления независимости Латвии.

LDz пустит опасные грузы в обход Даугавпилса

Теперь специалисты по городскому планированию хотят реанимировать это начинание. Как объяснил архитектор Сергей Никифоров, это поможет сделать эту часть города снова жизнеспособной: можно будет увезти опасные грузы из города и убрать ненужный риск для жизни людей.

Активисты уже наметили примерную трассу – от пристаней на левом берегу Даугавы через Бабите, Марупе, Кекаву, Саласпилс, Ропажи, Гаркални и Адажи до портовых территорий в Вецмилгрависе на правом берегу Даугавы. Часть этого маршрута совпадет с Rail Baltica, часть – с уже существующими рельсами, но около 60 километров придется построить заново.

Хотя такая железная дорога потребует миллиардных инвестиций, архитекторы уверены, что преимущества того стоят, ведь трасса соединит пририжские индустриальные районы и создаст возможности для новых пассажирских поездов, а рижский центр разгрузится и получит дополнительный потенциал для развития. Снизятся риск железнодорожных аварий и угроза терроризма.

Как отметил архитектор Марцис Межулис, этой темой он и его соратники занимаются уже много лет, они обращались в самые разные ведомства, и все относятся с пониманием, но ни одно учреждение не предприняло никаких целенаправленных действий для осуществления проекта.

Старт дан: официально открыта стройплощадка Rail Baltica в центре Риги

Чтобы трассу построили, в этом должна быть заинтересована Рига, пририжские самоуправления, министерство сообщения и правительство. Кабмин и местные власти должны включить проект в долгосрочные планы развития, но пока подвижек нет.

Как рассказали в Latvijas dzelzceļš, им такая окружная дорога бы пригодилась, но средств на ее строительство нет. Эта идея обсуждается время от времени, в 2009 году Минтранс даже изучал возможные варианты, но все закончилось на поиске финансирования. В итоге Минсообщения не смогло предложить рабочее решение, и все осталось как есть, рассказал директор технического управления Latvijas dzelzceļš Эгилс Фелдманис.

Сейчас шансов найти финансирование еще меньше, учитывая падение грузооборота на железной дороге в связи с уходом российского транзита.

"Я думаю, сейчас для такого проекта в Latvijas dzelzceļš денег бы не нашлось и он не окупился бы за счет грузооборота. Проект имеет больше социальный характер, чтобы освободить центр Риги", - говорит Фелдманис.

Новое руководство Риги пришло к власти под лозунгами верховенства интересов людей и создания удобной среды для жизни. Самоуправление тоже хотело бы, чтобы грузовые поезда не шли через город, но надежды на реальное решение нет.

"Идея, конечно, заслуживает поддержки, это ненормально, что у нас будет новый, красивый, современный Рижский центральный вокзал, где будут ездить скоростные поезда, а рядом вагоны с углем и нефтяные цистерны. Конечно, это некрасиво.

С другой стороны, может возникнуть проблема с окупаемостью такой окружной дороги, потому что для этого там должны идти какие-то грузы. Я не вижу возможности отыскать дополнительные средства на финансирование или софинансирование такой трассы", - заявил вице-мэр Вилнис Кирсис.

Новая дума ведет переговоры с Рижским самоуправлением о создании единой транспортной системы, чтобы пересадить жителей на общественный транспорт. Особый упор делается на железную дорогу. Архитекторы представили свой проект Объединению пририжских самоуправлений.

Смогут принять три поезда с 300 танками: на Rail Baltica построят площадки для НАТО

Как отмечает его председатель Марис Спринджукс, в самой идее он видит рациональное зерно, но провести такую дорогу непросто, ведь нужен четкий план и сотрудничество разных сторон – земля принадлежит разным собственникам, транспортные предприятия конкурируют друг с другом. Так что Спринджукс считает, что это проект на 10-20-летнюю перспективу.

В Плане национального развития, принятом этим летом, ни слова не сказано об уводе опасных грузов из густонаселенных территорий. В Межведомственном координационном центре считают, что подобная инициатива должна исходить от министерства сообщения. Пока что в отрасли сделан больший упор на электрификацию, пассажироперевозки и автодороги, отметил глава центра Петерис Вилкс.

В министерстве сообщения считают, что идея окружной железной дороги прекрасная, но сначала нужно будет закончить Rail Baltica, а значит, планировать новую трассу начнут не раньше, чем через шесть-семь лет.

"Конечно, окружная железная дорога вокруг Риги дала бы много преимуществ. Но нам нужно понимать, что подобная инфраструктура по своему объему сравнима с начатым сейчас строительством Rail Baltica. Если реалистично оценивать латвийские финансовые возможности, такой проект можно будет начать только после того, когда будет закончена трасса Rail Baltica", - заявил министр сообщения Талис Линкайтс.

Он уже встречался с инициативной группой архитекторов этой весной. Линкайтс выслушал их, похвалил, но не сказал продвижению идеи ни да, ни нет. Все осталось как есть.