РИГА, 24 ноя — Sputnik. Юлия Грант. Срочное прописывание в законе "О всеобщем образовании" удаленного обучения как общей нормы диктуется некими закупками, которые кому-то интересны и за которые кто-то готов в бюджете "жабу проглотить", считает оппозиционный депутат Сейма и многодетная мать Юлия Степаненко. Она уверена, что уже в планируемом бюджете 2021 года надо искать "некрасивые места, которые кто-то прикрывает, или бонусы для кого-то".
Ограниченная ответственность: 1 евро
За примерами бонусов далеко ходить не надо: уже в начале ноября министерство образования и науки разослало по школам предложение использовать решение "виртуальный класс" от фирмы с чисто латышским названием iLearn. Идеей заинтересовался общественный активист Дэги Караев: он обнаружил, что услуги посредничества предлагает общество с весьма ограниченной ответственностью в размере одного евро, зарегистрированное 21 мая 2020 года, во главе с Рихардсом Лакстигалсом.
"Меня насторожило: как фирма, которой и полгода не исполнилось, могла разработать "первое программное решение виртуального класса для латвийских школ" (рекламная фраза на сайте)? За такой срок никакого know how априори разработать невозможно, пусть создатели продукта и называют себя "IT-гуру" и "феей клиентского сервиса", – пояснил Караев. – Начал изучать портфолио iLearn и выяснил, что его сайт слеплен на стандартном конструкторе Wix, мобильная версия – на другом стандартном конструкторе WordPress. Это равносильно тому, чтобы дизайнер, претендующий на имя в моде, носил бы одежду из H&M. Дальше – больше: продвигаемое министерством решение представляет собой стандартную разработку на общедоступной бесплатной платформе Moodle".
Итак, частная контора намеревается продавать за деньги доступ в бесплатный Moodle. Как IT-специалист, Караев поясняет, что даже для бесплатного программного продукта нужна поддержка: хостинг для онлайна, библиотека, интерактив для выполнения заданий и контрольных работ. Непонятно, почему для этого выбрана именно данная фирма.
"Когда началась суматоха с "удаленкой", я задавал вопрос представительству Microsoft – почему бы ему не двинуть в латвийские школы свое комплексное решение для организации удаленного образования MS Teams? Мне ответили: как мы можем без конкурса предлагать услуги министерству образования? Это же лоббизм! Но то, что не позволено и кажется неэтичным могучему Microsoft, вполне прокатывает для новичка iLearn. Чтобы какой-то продукт попал прямо целевой аудитории, обычно надо потратить кучу денег".
Караев обратился со своими вопросами в Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией и уже на следующий день получил оперативный ответ: признаков нарушения закона в данном случае не обнаружено.
В самом деле: продукт бесплатный, на время тестирования предоставляется бесплатно, платить придется только потом. Подсчитано, что только юрмальские школы должны будут отдавать iLearn 6 тысяч евро в год. Факт коррупции вроде не просматривается, а вот лоббирование налицо. Ведь продвигай фирма-новичок какое-то решение самостоятельно, оно бы точно угодило в спам. Рассылку от министерства попробуй не прочитай. А когда прочитал, попробуй не отреагируй. Это же "первое в Латвии решение виртуального класса"!
Претензия Дэги Караева к министерству и в том, что никакого координационного органа для регулирования "удаленки" так и не создано. Каждая школа, каждое самоуправление пытаются выбираться самостоятельно.
"Нынешнее поколение политиков Латвии просто хочет угробить детей. И русских, и латышских", - делает вывод общественник.
"Жаба" для министра
"Удаленка" – костыль, при помощи которого мы движемся вперед, чтобы не останавливался учебный процесс. Но зачем сейчас превращать его в норму? - недоумевает депутат Сейма Юлия Степаненко. - С точки зрения думающего человека, определять во время пандемии, как мы будем жить, когда она закончится, нерационально. Новая консервативная партия уверяла, что закон нужен, чтобы прописать юридическую терминологию, но это неправда. Другой аргументации, кроме "вы все дикари и когда-то против электричества бы выступали", не последовало".
У Шуплински есть аргументы! Она заявила, что Рижский университет имени Страдыня разработал "очень хороший материал, позволяющий освоить теорию, и практические занятия организует на очень хорошем уровне подготовленности цифрового и академического персонала". Министр не пояснила, кого в этом бывшем медицинском институте обучают виртуально: юристов или, не дай бог, хирургов?!
Решение Сейма о том, что "удаленка" становится частью учебного процесса навсегда, взбудоражило общественность. Люди видят, насколько упало качество образования. Опрос 1130 родителей, проведенный активистами родительского объединения VecakuBalss, показал, что они не готовы обеспечить удаленное обучение и не поддерживают "удаленку" как стандартную часть учебного процесса. Однако министерство никакими опросами, которые бы подтверждали обратное, похвастаться не может.
"На самом деле, вопрос появился такой: почему этот закон, который мы принимаем за несколько дней, обсуждается перед голосованием за бюджет? Никто из политиков коалиции не соглашался отложить этот вопрос, - напоминает Степаненко. - Получается, что, скорее всего, срочность диктуется некими закупками, которые кому-то интересны и за которые кто-то готов в бюджете жабу проглотить".
Депутат указывает, что всеобщее образование в Латвии по Конституции бесплатно, но оно бесплатным не может быть, если в семье один компьютер, а детей двое или трое, и уроки у них происходят одновременно.
"Даже если многодетная семья не является малоимущей, если министерство образования хочет играть в свои игрушки – Tava klase, "Синяя кнопка", - то пусть будет добро компенсировать. К сожалению, все поправки к закону коалиционными депутатами были отклонены. Единственное, на что они пошли, - кабинет министров будет разрабатывать правила, по которым будет вводиться удаленное обучение. На этих правилах министерство и споткнется, потому что оно к этому совершенно не готово", - полагает депутат.