Почему латвийцы регистрируют машины в Эстонии

Введение автоналога в Литве сделало Эстонию и Польшу последними двумя странами Евросоюза, где нет налога на легковые автомобили, связанного с выбросом СО2
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

РИГА, 17 ноя — Sputnik. Жители Латвии выгадывают сотни евро в год, если регистрируют свои автомобили в Эстонии – единственной стране Евросоюза, где еще не введен налог на легковые автомобили, пишет Postimees.

"У меня очень много знакомых, чьи автомобили также стоят на учете в Эстонии, - объясняет живущий в Валке Дзинтарс, который ездит по Латвии на автомобиле с эстонскими номерами. – Если латвийская полиция остановит машину и выяснится, что ты латвиец и по документам живешь в Латвии, получишь штраф. Поэтому я прописался у друзей, которые живут в Валге. Теперь полиция ничего со мной поделать не может. По документам я – житель Эстонии".

Без дотаций не прожить: жители Валки массово регистрируются в Эстонии

Так же поступили и многие его друзья. Дзинтарс уверен, что Эстонии такое положение дел выгодно: "Я работаю в Латвии, а налоги поступают по месту жительства, то есть в Эстонию".

К Эстонии он испытывает теплые чувства: делопроизводство, в том числе регистрация автомобиля, по его словам, в Эстонии удобнее и дружелюбнее по отношению к клиенту.

Ведущий специалист валгаского представительства Департамента шоссейных дорог Айвар Туманов утверждает, что видит все больше латвийцев.

"Каждую неделю ставим на учет две-три машины латвийцев. Бронируют время и приходят сюда. Раньше так часто не приходили. В Эстонии регистрируют именно дорогие машины. У них там автоналог и налог на автомобили класса люкс", - говорит он.

По словам Туманова, чаще всего латвийцы создают в Эстонии фирму, в которой учитывается эта машина.

Регистрироваться в Эстонии (в основном в Валге) латвийцы начали после того, как Латвия начала вводить санкции в отношении граждан, машины которых находились на учете в Эстонии. Начиная с 2017 года был введен новый налог на автомобили, используемые в Латвии, но зарегистрированные где-то за границей. Его размер составляет 10 евро в день, 250 евро в месяц, 600 евро в полгода и 1000 евро в год.

Метод кнута не поможет: абсурдный проект автоналога перепишут

Этот налог оспорили в Европейском суде, где его посчитали дискриминационным, поскольку он давал предпочтение зарегистрированным в Латвии автомобилям. Суд решил, что автоналог в Латвии должен быть одинаковым для всех, вне зависимости от того, где машина зарегистрирована.

С января латвийцы, управляющие зарегистрированными в Эстонии автомобилями, будут платить такой же автоналог, как и те латвийцы, которые пользуются зарегистрированными в Латвии машинами, говорит пресс-секретарь Министерства транспорта Латвии Байба Гулбе.

Руководитель по связям с общественностью Валгаской волостной управы Куйдо Меритс уверен, что жители Валки регистрируются в Эстонии по другим причинам.

"Что касается жителей Валки, регистрирующих место жительства в Эстонии, то чаще всего это связано с работой, - сказал он. – Если же говорить о второй причине, то это – детские и прожиточное пособия, которые у нас в три раза больше, что представляет интерес для определенной группы населения. Если семья большая и детей много, то привлекают детские пособия, если же семья маленькая – мать-одиночка с ребенком, отец даже может жить в том же доме, но его в Валке не регистрируют, – то горшочком меда является получение прожиточного пособия".

Останется ли Эстония единственной страной ЕС без автоналога

Введение автоналога в Литве сделало Эстонию и Польшу последними двумя странами Евросоюза, где нет автоналога, связанного с выбросом СО2. Если учесть, что в Польше при первой регистрации налог связан с рабочим объемом двигателя, Эстония является единственной страной ЕС, где нет никаких автоналогов.

В 2008 году с идеей ввести в Эстонии автоналог выступил Ивари Падар (Социал-демократическая партия), министр финансов в правительстве Андруса Ансипа. Но коалиционные партнеры – Партия реформ и "Отечество" - сообщили, что они предложение не поддерживают, и идея сошла на нет.

Бедные станут беднее: с латвийских водителей соберут еще 70 миллионов евро налогов

В марте 2017 года министерство финансов сообщило, что в Эстонии все же будет введена пошлина на окружающую среду, связанная с моторными легковыми автомобилями. Правительство одобрило такую концепцию: пошлина могла бы заставить потребителей отдавать предпочтение малолитражкам и автомобилям, оказывающим меньшее влияние на окружающую среду.

Предполагалось, что законопроект вступит в силу самое позднее 1 января 2018 года. Однако в связи с  противостоянием общественности через пару месяцев правительство Юри Ратаса сообщило, что ради поддержки экономического роста пошлину все же не введут.

Скорее всего, в ближайшее время эта ситуация не изменится.

"В действующем коалиционном договоре возможного введения автоналога нет, а правительство его введение не обсуждало, - сказала советник по связям с общественностью министерства финансов Сийри Суутре. – Поскольку правительство решило, что новых налогов вводиться не будет, в ближайшее время маловероятно, что такую тему поднимут".