РИГА, 12 окт — Sputnik. Идея обложить автотранспорт новым налогом застопорилась по крайней мере на какое-то время, пишет Neatkarīgā. Теперь партии разбираются, кто виноват больше, но по сути один в один повторяется прошлогодний скандал, когда министерство сообщения по наущению дилеров новых автомобилей грозилось полностью запретить ввоз подержанных автомобилей, а потом само же выступило против собственной идеи.
Новая консервативная партия вновь оказалась в глупой ситуации. Представляющий ее министр Талис Линкайтс сам предложил поправки в закон о налоге на эксплуатацию транспортных средств и налоге на легковой автотранспорт предприятий, а теперь его собственная партия помпезно отказывается его поддержать.
Переписать законопроект повелел глава кабмина Кришьянис Кариньш, точно так же, как и год назад. Широкой публике он заявил об этом в Twitter:
"Министерству сообщения вместе с МОСРР и Минфином нужно переработать предложенный налог на регистрацию автомобилей и предложить новое решение. Это должен быть стимулирующий механизм с долгосрочной выгодой для экологии и общества. Нынешнее предложение этого не обеспечивает", - написал Кариньш.
'@Sat_Min kopā ar @VARAM_Latvija un @Finmin jāpārstrādā piedāvātais auto reģistrācijas nodoklis un jāpiedāvā jauns risinājums. Jābūt stimulējošam mehānismam ar ilgtermiņa ieguvumu videi un sabiedrībai. Esošais piedāvājums to nenodrošina.
— Krišjānis Kariņš (@krisjaniskarins) October 8, 2020
Хотя целью законопроекта было "предотвращение регистрации старых и экологически вредных легковых автомобилей в Латвии", по сути старыми признавались все машины старше пяти лет, а это абсурд с точки зрения того, сколько ресурсов тратится на производство одного автомобиля и сколько денег нужно, чтобы его купить.
Настоящей предпосылкой поправок было желание за три года собрать с автолюбителей дополнительно 70 миллионов евро. За импортную машину нужно было бы платить вплоть до 700 евро в зависимости от модели двигателя. Такое нововведение сильнее всего ударило бы не по политикам и госчиновникам, которые бы продолжили перемещаться на служебных автомобилях за деньги налогоплательщиков, а по среднему классу и особенно сельским жителям, для которых личный автомобиль — единственный способ перемещаться.
"Новые консерваторы" обвиняют "Для развития/За!"
Новая консервативная партия не берет на себя ответственность за это вредительское начинание и намекает, что на самом деле оно исходило от министерства охраны среды и регионального развития, то есть от партийного объединения "Для развития/За!", а Минтранс только формально выдвинул законопроект. Зампредседателя фракции "новых консерваторов" в Сейме Кришьянис Фелдманис на сайте партии объяснил: "хотя упомянутые поправки выдвинуты от Минсообщения, которое находится в ведении НКП, работа правительства — это совместная работа, где авторство идеи о возможном развитии отрасли не всегда совпадает со сферой ответственности". По его мнению, метод кнута — это сейчас не лучший вариант для обновления автопарка, необходим метод пряника. А дальше Фелдманис кидает камень в огород "Для развития/За!", заявляя, что МОСРР следовало бы больше работать над механизмами поддержки, а не заботиться о внедрении кнута.
Речь, очевидно, идет о субсидировании замены автомобилей, которое введено в западных странах для поддержки автопромышленности и сокращения выбросов CO2. То, чего за рубежом, достигают, предлагая людям деньги на покупку новых машин, в Латвии сначала попытались достичь, запретив импорт подержанных автомобилей внутреннего сгорания, а когда это не получилось, попытались ввести такие налоги, что люди были бы вынуждены покупать новые машины. Но и это не вышло: активность СМИ и общественности, как и в прошлом году, заблокировала вредительские начинания.
В пятницу, 9 октября, кабмин собрался на внеочередное заседание. Правительство обязалось до конца недели рассмотреть все законопроекты, связанные с бюджетом, чтобы весь портфель можно было отправить в Сейм. Однако к этому времени трем ответственным министерствам не удалось договориться о том, как переписать законопроект по автоналогу.
Новая версия поправок будет предложена правительству на этой неделе, но, как подчеркнуло Минсообщения, окончательное слово — за Сеймом.