Пособия по простою в Латвии: преступная экономия

Латвия оказалась скупа на выплату пособий по простою, по сравнению с Литвой и Эстонией; страх неопределенности заставил жителей меньше тратить, что оказало негативное влияние на потребительский рынок
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

РИГА, 27 окт — Sputnikс, Юлия Грант. Изучение экономических показателей стран Балтии показало минимум двойное, по сравнению с соседями, падение потребительского рынка, а виноваты в этом… пособия по простою. Так считает экономист Банка Латвии Санта Берзиня. Выплаты были незначительными, а социальной помощи люди не дождались вовсе. Страх неопределенности заставил их покрепче закрыть кошельки.

Частное потребление в Латвии упало больше, чем на 20%, тогда как в Эстонии меньше, чем на 10%, а в Литве чуть больше 5%. Являясь средней по населению страной Прибалтики, Латвия оказалась прижимистее всех при оказании кризисной помощи. Выплаты не достигли 800 миллионов евро. Литва выплатила больше 1,4 миллиарда, Эстония – почти 1,5 миллиарда. Поскольку все три страны формируют внутренний валовой продукт в основном за счет сферы услуг, именно потребительский рынок удерживает экономику на плаву. В Литве это поняли лучше всех: в качестве пособий по простою там выплачено вдвое больше, чем в Латвии, кроме того, Литва выделила средства на социальную помощь, которые превысили объем пособий по простою.

Домбровскис аукнулся

"В кризисы спрос падает не только потому, что у людей снижаются доходы, – поясняет Берзиня. – Большое влияние на него оказывает настроение потребителей, выбирающих, потратить деньги или придержать. И на него влияет опыт преодоления предыдущих кризисов".

Выплаты пособий по простою могут вернуть: Кариньш доволен ситуацией в экономике Латвии

Опыт кризиса 2009 года для Латвии – это "история успеха" нынешнего еврокомиссара Валдиса Домбровскиса: затягивание поясов и потери недвижимости с последующей эмиграцией. Поскольку возможности эмиграции сильно сузились с тех пор, а количество ипотечных кредитов поубавилось, народ вспомнил только про затягивание поясов и дисциплинированно среагировал. Поэтому по индексу уверенности потребителей Эстония и Литва в марте 2020 года упали на 10%, а Латвия на 20%, превысив среднеевропейский показатель -14%.

Правительство Кариньша вроде бы неплохо выглядит в разряде помощи бизнесу, выделив на это почти столько же денег, сколько Литва, и больше, чем Эстония. Но из 400 миллионов евро, потраченных на эти цели, львиная доля досталась национальной авиакомпании airBaltic. Не в коня оказался корм: авиаперевозки и туризм дали Латвии самый большой минус по экспорту услуг. Да, сохранять авиакомпанию надо, но распределять ресурсы еще нужнее. Эстония, например, срочно профинансировала из кризисного бюджета госзаказы на инфраструктурные проекты. В Латвии только подлили асфальта на дороги, потому что на прочее ни конкурса провести, ни итогов подвести.

Помощь государства населению – это не только решение текущих проблем платежеспособного спроса, но и создание фундамента на будущее, подчеркивает экономист Банка Латвии. Поэтому особенно важно критически оценить сделанное и скорректировать политику.

Служба госдоходов требует вернуть выплаченные пособия за простой

В первую волну кризиса Латвию спасли экспорт продуктов питания (товары первой необходимости) и электронных устройств, а также лесоматериалов, которые в Европе начали покупать для ремонта жилья в условиях, когда другие траты стали невозможными. Но это краткосрочные тенденции. На будущее решения надо принимать стратегически, учитывая происходящие кардинальные изменения цепочек поставок.

Очевидно, что Европа хочет их сократить, сделав безопаснее, и разместить производство жизненно важных товаров и лекарств на своей территории, а не в странах с дешевой рабочей силой. Латвия ближе, чем Китай (про Швейцарию забыли), а рабочая сила у нас несколько дешевле, чем в других странах. "Осталось создать среду, привлекательную для инвестиций", - указывает Берзиня. Правда, последние налоговые инициативы Минфина этому вряд ли поспособствуют.

Ну и наконец, IT "рулит", поскольку бизнес повсеместно озаботился внедрением новых технологий и платформ. А тут, может, и белорусские эмигранты помогут. Они уже посулили латвийскому Агентству инвестиций и развития аж 1000 рабочих мест. На фоне безработицы в 80 тысяч человек немного, но лучше, чем ничего.