Похоже, что скоростные поезда будущей Rail Baltica для жителей Латвии — как бусы для дикарей. Недавно глава департамента систем и эксплуатации АО RB Rail Жан-Марк Бедмар выступил с заявлением, пишет портал Puaro, которое в лучшем случае можно считать ложью, в худшем — идиотизмом.
Большие города, пустые поезда...
Жан-Марк заявил буквально следующее: "Ожидаемый график пассажирских поездов — один скоростной поезд в час в обоих направлениях. Предусмотрены также региональные поезда, которые будут использовать трассы с той же интенсивностью — раз в час и следовать со скоростью 200 км в час".
Допустим, поезд будет курсировать в дневном интервале — 10 часов в сутки. В таком диапазоне поезда ходят в Центральной Европе, и есть основания думать, что месье Бедмар забыл в своем интервью назвать именно это число.
Теперь представим, какие поезда курсируют на скоростных железных дорогах в развитой Европе. Например, в Польше это поезда класса Siemens EuroSprinter (ES 64) с шестью вагонами, каждый по 60 пассажиров или 360 пассажиров в поезде. В Германии — поезда с 8 или 10 вагонами, но автор думает, что столь крупные составы по балтийским рельсам ходить не будут.
Теперь прикинем, как много пассажиров в день нужно перевозить поездами RB из Риги, допустим, в Вильнюс, чтобы тезис Бедмара не был необоснованным. 1 поезд в час — это 10 поездов в день. 10 поездов с 360 пассажирами — это 3600 пассажиров в день. 365 дней в году. 1 314 000 пассажиров в год. И это только в Вильнюс.
Для сравнения — вместимость автобуса Рига-Вильнюс — примерно 60 пассажиров. Чтобы перевезти 3600 пассажиров автобусом, нам понадобилось бы 60 автобусов в день. Если принять за должное те же 10 часов, автобус из Риги в Вильнюс доложен отходить от автовокзала каждые 10 минут.
Реальность же такова, что сейчас из столицы Латвии в столицу Литвы отходит только 5 автобусов, способных вместить максимум 300 человек.
Даже если мы представим, что все эти 300 пассажиров пересядут на поезд RB, тогда в поезде все ровно останется 3300 свободных мест. Не понятно, как мсье Жан-Клод собирается их заполнить. Остается надеяться. что он не собирается на деньги налогоплательщиков ежечасно гонять из Риги почти пустые поезда.
Лжет или идиот?
Ну ладно, допускает автор, возможно еще 300 человек пересядут на поезда с самолетов, а еще 3000 — с автомобилей. Но едва ли ежедневно из Риги с Вильнюс летают два полных самолета. И не факт, что пассажиры этих самолетов захотят пересесть на поезд. То же самое касается автомобилистов.
Но если даже вообразить, что каждый день 1000 человек пожелают пересесть с автобусов, автомобилей и самолетов на поезда, все равно 2600 мест останутся пустовать. Это 43 пустых вагона и 7 пустых поездов. Каждый день. Как Жан-Клод собирается заполнить этот вакуум?
Автор не поленился и проверил, сколько раз пассажирский поезд ездит из Варшавы в Берлин по уже имеющемуся участку RB. Пять раз в день. И это поезд, что соединяет страну, в которой проживает 37 миллионов потенциальных пассажиров со страной, где живут 83 миллиона человек.
И что, поезд, который соединит страны с населением менее 10 миллионов человек, станет курсировать 10 раз в день?
Из всего вышесказанного автор выводит малоутешительное для Жан-Клода и для всех нас резюме: или он лгун, или идиот. Как бы то ни было, уже сегодня очевидно, что Rail Baltica является отличным претендентом на очередную "историю успеха" Латвии.
Латвийская футбольная сборная Дедов морозов
Порожняком в Латвии ходят не только поезда, но и национальные сборные. Тяжелые мысли одолевают спортивного комментатора газеты Latvijas Avīze Илмарса Стуришки.
Он пишет, что сборная Латвии по футболу может стать символом новогоднего дедушки если не в масштабах всего мира, то в Европе точно. Так как она не иногда, даже не раз в год перед Новым годом, а регулярно радует подарками команды крошечных государств-карликов.
В недавней истории мы проиграли Гибралтару, Фарерским островам, Мальте, три раза сыграли вничью с Андоррой. В прошлом году ужасались проигрышам с разницей в три, пять, шесть мячей от более сильных команд. Дедушка, который приносит подарки, мог бы стать новым символом сборной Латвии, горько шутит автор. А виноваты, как всегда, обстоятельства.
В последний со сборной Латвии считались не в 2004 году, как принято думать, а пять лет тому назад, когда мы отнимали очки у Чехии, Турции, Исландии, а дружеские встречи с Украиной и Словакией свели вничью. Еще до этого был очень удачный квалификационный тур Кубка Мира 2010. Это значит, что неудачи не постоянны, но после очередной черной полосы команде удавалось собраться и создать кому-то конкуренцию.
В последние пять лет менялись тренеры, президенты Латвийской федерации футбола, игроки, но, кажется, что мы не только не выбрались из ямы, а упали в нее еще глубже, констатирует Стуришка.
Даже играя в слабейшей группе кубка УЕФА, мы оказались только третьей из четырех команд. Наступило время, когда в полном смысле слова можно сказать — ниже падать уже некуда. Возможно, виной тому как раз и были беспорядочные кадровые перемены.
Для нового главного тренера Дайниса Казакевича решающими будут три последние встречи этого сезона в ноябре. Если в играх с теми же Фарерскими островами и Андоррой и в товарищеской игре с Сан-Марино не удастся завоевать хотя бы две победы, кредит доверия будет снова исчерпан.
Футбол в Литве и Эстонии в целом не выше уровнем, чем в Латвии, завершает комментатор. Однако их сборные играют немного солиднее. Соседи в Лиге Наций играют в дивизионе С, и хотя каждый в своем квартете занял последнее место, в трех играх они забили больше мячей, чем мы в четырех.
COVID-19 убьет рынок офисных помещений?
В свое время Латвия пыталась позиционировать себя не только мостом между востоком и западом, не только банковской меккой, но и оазисом деловой активности и современного офисостроения. В Dienas Bizness эксперт компании недвижимости Vestabalt пытается ответить на вопрос — станет ли пандемия приговором для рынка офисных зданий Риги?
В марте этого года наша жизнь неожиданно изменились, делится наблюдением Лига Узкалне. После введения ограничений и требований безопасности мы больше не можем путешествовать, встречаться, работать, покупать и другими способами социализироваться, как мы привыкли делать это раньше.
Меры безопасности, введенные из-за COVID-19, являются для всех нас чем-то новым. Многим предприятиям пришлось срочно обеспечить своим работникам возможность трудиться удаленно или посменно. Но в начале года большинство из нас считали, что кризис является чем-то временным. Теперь, со второй волной и новыми ограничениями, мы вынуждены предположить, что COVID-19 никуда не исчезнет, и с новым порядком нужно научиться жить дольше, чем мы надеялись.
Перед кризисом качество и местонахождение офиса играли решающую роль. Многие руководители считали, что офисные помещения являются также подтверждением статуса и успешности предприятия для окружающих, и что рабочие помещения имеют существенную роль в том, насколько работники являются продуктивными.
Увы, последние месяцы показали, что можно работать вполне успешно и за пределами офиса, хотя работа удаленно снизила возможности общаться, сотрудничать в команде, стало невозможным разделять рабочее и личное пространство.
По прошествии этих нескольких месяцев многие предприятия поняли, что успешно могут работать удаленно, а также констатировали тот факт, что роль и необходимость больших и роскошных офисных помещений переоценена.
Сейчас до 70% предприятий рассматривают возможность и после окончания пандемии коронавируса сохранять возможность работать удаленно. А 60% опрошенных предпринимателей рассматривается вопрос о смене офисных помещений, сокращении площади, а заодно о снижении расходов, связанных с арендой и содержанием офисных помещений.
Многие предприятия, на которые сильнее всего повлияли ограничения, приняли решение вообще временно отказаться от офисных площадей. На рынке об этом сигнализирует расширение предложения и спектра свободных офисных помещений.
Когда работа пришла к человеку
Правда, пишет эксперт, работа дистанционно подходит не всем. Многие не могут в домашних условиях оборудовать качественное рабочее место, а присутствие членов семьи и детей может помешать эффективности работы.
Многим нужна коммуникация с коллегами, офисная рутина и дисциплина, предоставляемая офисной средой и повесткой дня бюро. Кроме того, есть много профессий, представители которых не могут работать удаленно и которые могут выполнять свои обязанности только присутствуя на работе – в производственной, культурной сфере, медицине, торговле продуктами, строительстве и ремонте и так далее. В продажах также важным является прямой контакт с клиентом.
Примерно 60% считают приемлемым, когда работодатель предлагает им часть рабочего времени проводить удаленно, часть — в офисе.
Интересно также, что кризис повлиял на отношение к модному у арендаторов концепту открытого типа и coworking. В условиях пандемии важно, чтобы в офисных помещениях имелись закрытые помещения и разделенные кабинеты, а не большие открытые пространства.
Работа удаленно, продолжает специалист рыть яму своему бизнесу, имеет и такое преимущество: растут возможности найти новых работников и таланты, так как от них не требуется прибытия в офис каждый день, нет привязки к конкретному рабочему месту и времени работы.
В последние годы поиск новых, мотивированных и способных работников был для многих предприятий одним из главных вызовов. И теперь многие предприятия при поиске новых сотрудников указывают возможность работать удаленно. В настоящее время происходит смена парадигмы от "человека на работу" на "работа к человеку".
Понятно, что ничего хорошего рынку офисных помещений Латвии эти перемены не сулят. Владельцам офисных зданий предлагается реагировать оперативно, идти на встречу арендаторам и делая им эластичные предложения.