Польша и Венгрия научат Евросоюз демократии - и разрушат его

Если еще совсем недавно потеря Евросоюзом кого-то из своих членов казалась совершенно немыслимой, то за короткое время все кардинально поменялось
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Еврокомиссия впервые выпустила доклад о состоянии верховенства права в ЕС, пишет колумнист Ирина Алкснис на сайте РИА Новости. Сенсаций документ не принес. Как и ожидалось, главными объектами критики стали две восточноевропейские страны, давно обеспечивающие головную боль Брюсселю, — Венгрия и Польша. В их адрес выдвинуты уже привычные обвинения в попустительстве коррупции, ущемлении свободы слова и отсутствии независимых судов.

Варшава и Будапешт были готовы к такому повороту. За пару дней до того министры иностранных дел двух государств анонсировали создание института, который будет заниматься ровно тем же самым, чему посвящен доклад, — мониторингом состояния верховенства права в Европейском союзе.

А венгерский лидер направил письмо с требованием отставки одного из соавторов доклада — замглавы Еврокомиссии по ценностям и прозрачности Веры Юровой — за антивенгерские высказывания. Та, в частности, назвала Венгрию под руководством Виктора Орбана "больной демократией".

Консерватизм Рига - Варшава: латвийцы поддержали польского лидера Анджея Дуду

Хорошо известно, что Польша и Венгрия сумели занять очень выгодное для себя положение в Европейском союзе. С одной стороны, они получают от него финансовую поддержку, масштабам которой могут только позавидовать их соседи по региону. А с другой, уровень суверенности их политики недосягаем для большинства даже старых членов союза. В общем, обе страны делают что считают нужным, посылают куда подальше Брюссель с его претензиями и при этом беззастенчиво требуют от него же продолжения банкета в виде подпитки щедрыми дотациями.

Такое положение дел вызывает недоумение многих наблюдателей: почему ЕС, давно и резко критикующий эти государства за их несоответствие европейским демократическим стандартам, тем не менее не принимает действенных мер по изменению ситуации, например, не накажет ренегатов рублем, вернее, евро?

Ответ прост: подобных инструментов нет. Вернее, в теории таковые имеются, но процедуры столь сложны и требуют настолько высокого уровня внутреннего консенсуса, что применить их на практике фактически невозможно.

Борисенок: при раздаче денег аппетиты периферии ЕС не волнуют

Однако теперь у Будапешта и Варшавы появилась причина нервничать по данному поводу. Собственно, их резкие телодвижения последних дней как раз и выдают, что в двух столицах прекрасно осознают складывающуюся весьма неблагоприятную для них ситуацию.

Европе в скором времени предстоит распределять средства из фонда помощи для восстановления национальных экономик, пострадавших от пандемии. В июле прошел экстренный бюджетный саммит ЕС, на котором среди прочего была достигнута договоренность об увязывании выплат с соблюдением стандартов правового государства и базовых европейских ценностей.

А на днях Германия, которая сейчас председательствует в Совете ЕС, подготовила проект указа об экономических санкциях в отношении стран — членов ЕС за нарушение принципа верховенства права. Важная деталь — факт нарушений необходимо подтвердить "достаточно прямым образом". Надо полагать, что обнародованный доклад Еврокомиссии будет сочтен достаточно прямым подтверждением таковых.

В общем, над Польшей и Венгрией нависла угроза и впрямь потерять существенную долю получаемых субсидий — а значит, автоматически встает вопрос об их реакции на подобное развитие событий.

"Обиду не забудем". Европа готовится сводить счеты после карантина

Впрочем, резкость их последних заявлений, включая обещания самим поучить Европу верховенству права и демократии, намекает, каковой та, скорее всего, окажется: шансы на то, что Варшава и Будапешт прогнутся под давлением, выглядят не слишком высокими. Куда более вероятным представляется прямо противоположный исход — в буквальном смысле их исход из Европейского союза.

Если еще совсем недавно потеря Евросоюзом кого-то из своих членов казалась совершенно немыслимой, то за короткое время все кардинально поменялось — и в политическом смысле, и в экономическом, и в идеологическом.

Экономики Венгрии и Польши являются одними из самых успешно развивающихся не только в Восточной, но и в целом в Европе. Оба государства с толком распорядились возможностями и финансовой помощью, что им на протяжении полутора десятилетий предоставлял Брюссель. У них есть основания полагать, что они не пропадут и без него. Зато идея оставаться в составе ЕС без привычных вливаний при таких раскладах быстро теряет свою привлекательность.

Конечно, у Европейского союза останется немало возможностей сделать Варшаве и Будапешту финансово больно за отступничество. Но, в конце концов, Великобританию это не остановило. А Brexit, помимо многих иных аспектов, снял чисто психологическое табу с самой идеи выхода из ЕС, продемонстрировав всему миру, что это вполне возможно и небо вовсе не падает на землю.

Время "непослушаек": что ждет мир в 2020 году

Идет быстрая деградация мировой политической системы, амбициозные державы включились в борьбу за место под солнцем и повышение своего статуса. Польша и Венгрия уже участвуют в данных процессах, пусть и используя сильно разные стратегии, — из этого, кстати, проистекает немалая часть их проблем с единой Европой.

Результат, конечно, непредсказуем, но вариант "сделать и, возможно, пожалеть" для нынешнего руководства обоих государств, без сомнения, выглядит предпочтительнее, чем все бросить, сложить лапки и согласиться стать послушным вассалом старших товарищей из западноевропейских столиц, заранее капитулировав в начавшейся геополитической гонке.

Ну а ЕС не может позволить и дальше двум нахальным восточноевропейским столицам безнаказанно подрывать свой авторитет — и уже просто обязан их чувствительно наказать, чтобы продемонстрировать собственную власть. Вот только весьма вероятная потеря еще двух членов союза тяжело ударит бумерангом по единой Европе, ее весу, возможностям и престижу.

Так что кто в итоге больше пожалеет — большой вопрос.