Газ сожмут и навяжут автомобилистам: кто заплатит за экологичность

Сразу два министра презентовали мусоровоз на сжатом газе и подтвердили: кабмин будет подталкивать автомобилистов к переходу на это топливо; некогда в Латвии собирались заправлять машины прямо дома из газопровода, но сейчас о такой легкости мечтать не приходится
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

РИГА, 8 сен — Sputnik. Министр сообщения Талис Линкайтс и министр охраны среды Юрис Пуце в понедельник, 7 сентября, пришли поздравить и похвалить предприятие по обслуживанию отходов Eco Baltia vide за покупку пяти мусоровозов, которые работают на сжатом природном газе (CNG).

В экономическом, экологическом и техническом плане соблазн сделать природный газ распространенным видом топлива в Латвии был уже давно, рассуждает Neatkarīgā.

Заправка на дому

В этой газете самая старая публикация на эту тему датируется 7 мая 2003 года – это статья "Заправка автомобиля – дома из газопровода". В материале говорилось о том, что газ будет более широко использоваться в автотранспорте, потому что традиционное топливо "слишком дорого" – целых 40 сантимов (57 евроцентов) за литр, а кубический метр газа тогда стоил неполных шесть сантимов. Дальше отмечалось, что для перехода на газ все готово: несколько автопроизводителей начали серийно выпускать машины с газооборудованием, которые, конечно, дороже, чем бензиновые, но эту разницу можно покрыть за счет дешевого топлива. Кроме того, уже работали две газозаправочные станции в Риге и по одной в Даугавпилсе и Лиепае. В-третьих, латвийская компания Ekohanza в тот момент "вот-вот" должна была начать производство компрессоров за 1000 долларов штука, "которые позволили бы заправлять машину дома, подключив аппарат к газопроводу". Правда, эта задумка не реализовалась, да и масштабного перехода на газ не случилось.

Страсти бушуют: как в Латвии чуть не запретили большую часть автопарка страны

Через чуть более чем десять лет Neatkarīgā вернулась к этой теме в более осторожном тоне в публикации от 14 октября 2013 года "Природный газ находит применение в транспорте". Описывалась поездка на автомобиле с газооборудованием вокруг Балтийского моря длиной 3900 километров с начальной и конечной точкой в Санкт-Петербурге. Так "Газпром" рекламировал свой продукт, показывая, что потребители уже сейчас могут покупать газовые автомобили для неограниченно далеких поездок, потому что газозаправочные станции по дороге всегда найдутся. Латвия в этом маршруте выделена как серьезный остановочный пункт, где с 2012 года представительство "Газпрома" в Латвии, его дочернее предприятие Gazprom export и совместное латвийско-российское предприятие AMO PLANT "начали работу по внедрению газового топлива в общественный транспорт Латвии и стран Балтии". Это начинание тоже ни к чему не привело.

С начала этого года стало казаться, что на этот раз поворот к газу произойдет: в Национальный план по энергетике и климату включили поддержку газового топлива, хотя она и входит в противоречие со стратегической целью перестать использовать ископаемые ресурсы. Важно отметить, что, если речь идет о сжатом газе (CNG), автомобиль должен быть специально к нему приспособлен, дешево адаптировать к нему бензиновый автомобиль, как в случае со сжиженным газом (LPG), невозможно. То есть нужно покупать новый автомобиль. Только те, кто сможет себе это позволить, сумеют воспользоваться преимуществами сжиженного топлива, потому что правительство собирается сделать его более выгодным, чем бензин или дизель, с помощью акцизной политики. То есть к сжатому газу будет применяться более низкая налоговая ставка.

Экономический эффект

Специфика работы представленных 7 сентября мусоровозов не позволяет однозначно ответить на вопрос об их экономической эффективности. С одной стороны, их закупило частное предприятие. С другой стороны, расходы на них будут включены в цену оказания услуг. Если эксплуатация автомобиля будет обходиться дороже, чем в случае аналогичных дизельных мусоровозов, предприятие повысит тарифы на свои услуги, и за это техническое новшество заплатят рижане, проживающие на правом берегу Даугавы, чьи отходы собирает Eco Baltia vide.

Сейчас вообще никто не знает, сколько будут составлять реальные издержки на обслуживание такого автомобиля. Как признал глава правления Eco Baltia grupa Марис Симановичс, пока что существуют только подсчеты производителя мусоровозов Scania. Согласно ним, понадобится только пять лет, чтобы за счет низких цен на газовое топливо Eco Baltia vide покрыла разницу в цене между пятью мусоровозами на сжатом газе за 793 тысяч евро и более дешевыми аналогичными машинами на дизеле. Но реальные издержки будут понятны, только когда мусоровозы сделают первые рейсы. Косвенно это подтвердил многолетний директор Scania Каурс Сарвс, признав, что обычно предприятие покупает только один автомобиль нового типа, а потом годами рассчитывает, действительно ли он окупается.

На всю страну одна заправка: латвийских водителей "пересадят" на новое топливо

Одним из аргументов в пользу покупки целой партии мусоровозов, а не одного автомобиля, было то, что его можно будет заправлять местным биогазом, когда он в Латвии появится. Биогаз как таковой в Латвии есть, но его технические параметры позволяют использовать его только в качестве топлива для производства электричества за счет средств компонента обязательной закупки. Если над его свойствами поработать, Eco Baltia vide точно сможет претендовать на господдержку в виде субсидий и налоговых скидок.

На мероприятии и министр сообщения Талис Линкайтс, представляющий Новую консервативную партию, и министр охраны среды Юрис Пуце от "Для развития/За!" со ссылкой на министра финансов Яниса Рейрса, являющегося представителем еще одного коалиционного партнера "Новое Единство", подтвердили общую установку правительства на то, чтобы сделать природный газ выгодным. Правда, Пуце отметил, что иногда, говоря о газе, имеют в виду попутный нефтяной газ, от которого плохих выбросов много, так что налоговых скидок он недостоин.

Налоговый прессинг и российский газ: латвийцев заставят покупать новые автомобили>>