Транзит

Потерянный транзит, разорительная Rail Baltica и нищие порты: "экономическое чудо" Латвии

Процветание общества и экономики Латвии, к сожалению, не интересуют ни Европейский союз, ни НАТО. Куда ведут Латвию зарвавшиеся политики и западные лоббисты, обсудили в ходе круглого стола "Стратегические перспективы дорожных карт Латвии"
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

РИГА, 20 авг — Sputnik, Андрей Татарчук. После вступления Латвии в Европейский союз и НАТО в 2004 году единственный плановый приоритет развития республики - военный. А в расчеты Североатлантического альянса не входят развитие экономики и интеграция латвийского общества. Такое заявление прозвучало в ходе круглого стола "Стратегические перспективы дорожных карт Латвии" с участием вице-президента Европейского альянса за свободу Нормундса Гростиньша и председателя правления общественной организации "Сила разума" Игоря Кузьмука.

Неопознанные дроны, шальные снаряды и другие черты балтийского милитаризма

За 15 лет членства в НАТО военные расходы Латвии составили почти 11 миллиардов евро. Всего треть стран - членов Североатлантического блока сегодня тратит ежегодно на нужды НАТО 2% и более от ВВП, и Латвия, наряду с соседними республиками Балтии, одна из таких стран.

Как заявил на конференции глава латвийского общества "Сила разума" (организация Prāta spēks, которая предоставляет бесплатные курсы государственного языка с целью общественной интеграции) Игорь Кузьмук, "стратегия НАТО заключается в поддержке сегрегации и раскола общества в Латвии".

Милитаризм победил транзит

"Уже 30 лет мы наблюдаем тлеющий конфликт между русской и латышской частями общества, и, к сожалению, это искусственно поддерживается политически. Говоря на внешнем контуре, что Россия готовится к нападению на Латвию, что абсолютный фейк, министр обороны Артис Пабрикс раскалывает латвийское общество. Политики, продвигая экономические интересы бизнеса страны с самым сильным в мире военно-промышленным комплексом и утверждая при этом, что одна великая страна за океаном нам друг, а Россия - враг, создают таким образом сегрегацию внутри общества - ну а результаты внешней политики Латвии вы можете видеть теперь на почти полном разрушении отрасли транзита. Даже странно, что российские грузы не ушли из портов и Латвийской железной дороги в 2004 году, с началом вступления нашей страны в НАТО. Удача, что транзитной отрасли дали возможность зарабатывать все прошедшие 15 лет", - заявил Игорь Кузьмук.

Транспортно-логистический комплекс приносил Латвии доходы, сопоставимые и даже превышающие военные расходы. Сравните почти 3% от совокупного объема ВВП Латвии годовых доходов от деятельности ТЛК и 2% расходов на НАТО. Полюса менялись на противоположные почти 15 лет, процесс сокращения транзита был неровным, но в итоге антироссийская политика латвийского истеблишмента оказалась сильнее.

Политолог Нормундс Гростиньш поделился со Sputnik Латвия прогнозом общественной организации "Латвийский институт будущего" (Latvijas Nākotnes Institūts), которую он возглавляет: удельный вес расходов НАТО на душу населения в Латвии будет увеличен за счет сокращения доходов населения. Бюджет на войну - то, на чем нельзя экономить, не так ли?

Транзит хромает: порты Латвии недосчитались трети грузов, железная дорога - половины

"Я понимаю латвийского премьера Кришьяниса Кариньша - он защищает интересы своей страны как политик с гражданством США. Один из аргументов необходимости строительства железнодорожной магистрали Rail Baltica с рельсовой колеей европейского "стефенсоновского" образца 1435 миллиметров - ответвление, которое планируется провести до военной базы в Адажи. При этом Латвия и страны Балтии по проекту получат финансирование еврофондов на строительство этой магистрали. Но для грузовых и пассажирских перевозок Rail Baltica никогда не станет эффективной", - подчеркнул Кузьмук.

По его словам, в Латвии нет и не найдется нормального объема грузов и людей. А дальше десятилетиями Латвии и соседним странам Балтии придется за счет средств своих бюджетов содержать инфраструктуру Rail Baltica, потому что гражданские перевозки на уровне рентабельности - это миф.

"Единственная перспектива - это тактическая быстрая переброска военной бронетехники, например, из Польши или Германии к российской и белорусской государственным границам", - отметил Кузьмук.

Регазификация по литовской схеме

Он также акцентировал внимание на том, что Латвии с начала независимости западные партнеры навязывают нерентабельные мегапроекты, отказаться от которых мешает политическое безволие властей. Одним из таких проектов Кузьмук назвал терминал для сжиженного газа Skulte LNG Terminal.

Общие инвестиции в проект оцениваются в 90 миллионов евро, где две трети финансирования - это расходы на строительство терминала в Рижском заливе, примерно в 2,5 километра от берега, 20 миллионов евро - это строительство почти 40-километрового газопровода из порта Скулте в Инчукалнское подземное газохранилище, плюс - финансовая подушка.

В отличие от Rail Baltica, этот проект продвигают частные инвесторы компании NGTB ("Товарищество Национального газового терминала"), в которой 17% долей капитала принадлежит предпринимателю Петерису Алоизу Рагаушу, являющемуся выходцем из семьи латышских эмигрантов в США, как и премьер Кариньш.

Проект Skulte LNG Terminal, по мнению участников круглого стола, имеет одну очевидную проблему - сырьевую. По словам Кузьмука, это такой же стратегический проект, как СПГ-терминал Independence в заливе порта Клайпеда, который не является прибыльным и, по сути, содержится на средства литовских налогоплательщиков.

"Паровоз" Ушакова и полное фиаско железной дороги в Латвии: Линдерман о шатком будущем

"После введения в эксплуатацию регазификационного СПГ-терминала "Маршал Василевский" в Калининградской области литовцы начали закупать сжиженный газ у российской компании "Газпром" по лучшим ценам, чем дают норвежцы и Катар, и доставка сланцевого газа из США осталась сказкой времен Дали Грибаускайте. Латвия теряет очередные возможности доходов, а в Инчукалнское газохранилище будет закачиваться тот же гиперконкурентоспособный российский газ, но получится ли его выдать за сланцевый газ от стратегических партнеров из Америки? Мы видим абсолютно дикие схемы, которые преподносятся политиками как экономическое чудо", - заметил Кузьмук.

По словам Гростиньша, "чудеса" стали латвийской реальностью в 2004 году с момента вступления Латвии в ЕС и НАТО.

"Мы могли вступить в Европейский союз на условиях в два раза лучших, что и сделала Польша, отчаянно торгуясь. Но латвийские политики подписали соглашения на тех условиях, которые были навязаны. Глобальные альянсы никогда не работали в интересах национальных экономик, они защищают капитал крупных корпораций. Ответственность за невыгодное вступление Латвии в 2004 году, приведшее к тому, что мы потеряли национальную валюту и позволили вступить в свою страну иностранным войскам, персонально несут занимавший тогда пост премьера Эйнарс Репше, президент Вайра Вике-Фрейберга и глава МИД Сандра Калниете", - считает глава "Института будущего Латвии".

"Атрофия политической воли"

Какое у Латвии, собственно, будущее? Нормундс Гростиньщ заявляет, что проблемы государства связаны как с безволием политиков, так и зависимостью от внешних партнеров. И эта зависимость растет, становясь похожей на зависимость наркомана от регулярных инъекций опиатов. Кроме того, дает о себе знать и фактическое отсутствие Национального плана развития.

Формально декларируется, что план есть, но исследований всерьез нет. А около 80% законов в европейской Латвии прямо или опосредованно разработаны и приняты по решению Запада, не по инициативам местного истеблишмента. Кроме того, контролирующие партнеры достаточно безжалостно относятся к имеющимся активам.

Полной неожиданностью в этом году стал факт лишения еврофинансирования всех трех морских портов Латвии в новом плановом периоде ЕС 2021-2027 годов. Латвию просто поставили перед фактом, что порты Риги, Лиепаи и Вентспилса для единой демократической Европы не нужны.

Хотели не грязный уголь из РФ, а красивые контейнеры: LDz без субсидий теперь не выжить

К сожалению, депутаты Европейского парламента от Латвии и вице-президент Еврокомиссии Валдис Домбровскис не нашли аргументов за то, что это решение несправедливо. Они не стали бороться за финансирование.

Финский порт Котка, французский Марсель, Гамбург и Роттердам получат еврофинансирование, гавани Клайпеды и Таллина важны для ЕС, а латвийские порты в Европе стали ненужным вторым сортом.

"Это безразличие и атрофия политической воли латвийского мейнстрима, это предательство интересов народа, всех жителей и налогоплательщиков Латвии", - констатировал Кузьмук.

По его словам, точки разлома наметились по всему обществу, начиная с непрофессионализма в стратегии внешней латвийской политики и внутренних проблем, среди которых искусственно поддерживаемая сегрегации общества на разные группы населения - русских и латышей, неграждан и граждан.

"Хочешь мира - готовься к войне, гласила установка всех агрессивных блоков и стран от гитлеровской Германии, ставшая частью идеологии современного милитаризма. Но это не так. Хочешь мира - готовься к миру. Мы начинаем с обучения людей языку и интеграции общества, и все же большая часть и русских, и латышей понимают, куда Латвию ведут политики и западные лоббисты все последние 15 лет", - подытожил Кузьмук.

С сентября общество "Сила разума" открывает новые бесплатные курсы государственного языка. Это некоммерческое предложение для всех желающих. Телефон для информации и заявок: 29665293.