РИГА, 18 авг — Sputnik, Дмитрий Олейников. Кабинет министров принял решение о передаче "эксклюзивных прав" на закупки защитных масок и других средств для защиты и дезинфекции в ведение министерства обороны - после доклада ответственных лиц о запасах масок для персонала в госучреждениях. По состоянию на конец марта в ряде больниц и государственных структур запаса масок хватало на считаные дни. Средства для дезинфекции были в дефиците. А государственные и муниципальные организации, обращаясь к поставщикам, создавали конкуренцию сами себе, тем самым играя на повышение цен. К тому же за масками и дезинфекторами "охотились" и другие страны, нередко маски и средства для дезинфекции перекупали порой сразу на аэродромах.
Чтобы внести порядок в закупки, а также, учитывая, что COVID-19 представлял собой угрозу для безопасности жителей, правительство решило снабжать госинстанции масками и дезинфекторами централизованно, а все права на проведение закупок передать наиболее неподкупному ведомству – Минобороны. Оно должно было не только закупать маски, но и сопровождать грузы, хранить их на своих складах и передавать в другие государственные организации.
Госконтроль по итогам проверки констатировал, что работу Минобороны по закупке масок и дезинфекторов нельзя назвать идеальной. "Госконтроль не уверен, что закупки защитных средств, проведенные министерством обороны и Центром по закупкам государственных военных объектов, всегда проводились по самой выгодной цене", - заявила представитель Госконтроля по общественным отношением Лига Крапане.
В ходе ревизии были констатированы случаи, когда, по мнению Госконтроля, договоры с поставщиками заключались в тот момент, когда на рынке были доступны идентичные товары, но по значительно более низкой цене. К тому же процесс закупки не во всех случаях проводился быстро – а ведь именно необходимостью быстро закупать маски зачастую объяснялась их высокая цена.
Госконтроль в ходе проверки оценил процессы проведения закупок средств индивидуальной защиты и дезинфекции, которые проводились в период с 2 апреля по 9 июня. На закупку, транспортировку и хранение защитных средств Центр по военным закупкам получил из госбюджета 45 миллионов евро. С поставщиками–предпринимателями Центр за этот период заключил 29 договоров на общую сумму 38,9 миллиона евро. До 30 июня поставщикам по данным договорам было выплачено 15,1 миллиона евро.
Госконтроль признает, что порядок, согласно которому Минобороны проводило закупки, во всех ключевых аспектах отвечает решению кабмина от 2 апреля, а также рекомендациям компетентных учреждений Евросоюза и национального уровня о действиях в условиях чрезвычайной срочности.
С 17 апреля и до окончания режима ЧС процесс закупок проводился в два этапа. Вначале определялось, отвечает ли претендент требованиям контракта о времени доставки, безопасности, объему продукции, критериям оформления документов. Собственно, цена проверялась на втором этапе. И вот в ходе проверки результатов данных закупок Госконтроль пришел к выводу, что закупки проводились неэффективно. Особенно в мае и июне, когда ситуация в Латвии стабилизировалась и на рынке появились доступные защитные средства.
"В ходе проверки, к сожалению, Госконтроль не получил уверенности в том, что все договоры заключались с претендентами, предлагавшими товар по самой низкой цене. После стабилизации ситуации Минобороны должно было среагировать и изменить подход, вернувшись к экономически более выгодным предложениям…" - заявила госконтролер Элита Круминя. Отказ от политики "самой выгодной цены" был понятен в условиях экстренной ситуации, но не тогда, когда рынок уже стабилизировался.
В качестве примера была приведена закупка хирургических масок и одноразовых медицинских перчаток, завершившаяся 27 мая. В период от начала отбора претендентов 6 мая до подписания договора 27 мая было подано 21 предложение, которые остались без рассмотрения. Примерно в это же время были получены предложения о сотрудничестве еще от 14 коммерсантов, предлагавших подобные товары.
Еще одной проблемой, которую выявил Госконтроль, стало то, что не всегда представители Минобороны могли точно определить и объявить объем закупаемых защитных средств. Отсутствие конкретики вызывало недоумение со стороны поставщиков – коммерсантов. Госконтроль констатировал случаи, когда в момент заключения договора Центр по военным закупкам пересчитывал и корректировал объем закупаемых защитных средств. Тогда приходилось уточнять у коммерсантов – способны ли они обеспечить нужный объем, который был больше намеченного вначале. И не всегда ревизоры видели объективную необходимость для увеличения объемов закупки. В связи с этим Госконтроль намерен отдельно изучить процесс планирования 3-месячного запаса материальных резервов.