РИГА, 24 июл — Sputnik, Юлия Грант. Предложенный Государственной земельной службой (ГЗС) проект новых кадастровых цен, обещающий их рост до 6-7 раз, можно оспорить только до 28 июля. Служба разрешила писать ей на sabiedribas.lidzdaliba@vzd.gov.lv. Знатоки говорят, что обоснованным будет считаться возражение, подкрепленное независимым оценщиком, однако ни времени, ни 100-200 евро на это у многих на это уже нет. Поэтому надо просто жаловаться в надежде, что вал заявлений остановит драконовский проект.
Министр юстиции Янис Борданс сообщил, что стоимостная масса латвийской недвижимости вырастет "всего" вдвое, но это просто хорошая мина при плохой игре: проект новых правил кабмина о кадастровых ценах уже реализован в виде информационных данных на сайте kadastrs.lv, где в опции Meklēt īpašumus любой желающий может найти интересующий его адрес, и, кликнув на кадастровый номер, увидеть, сколько было и сколько станет.
Молчание ягнят
Профессиональное сообщество риелторов уже охватил стокгольмский синдром: они пытаются оправдать действия властей. Мол, повышение кадастровых цен (называемое культурно "подтягиванием к рыночным") готовилось давно, но правительство откладывало сию непопулярную меру до лучших времен. Да, времена не лучшие, у людей совсем плохо с деньгами, рынок встал из-за COVID-19, а ознакомившись с проектом цен, люди начнут скидывать имущество, что вызовет обвал рынка, говорят риелторы. И предлагают снова "отложить" либо надеяться на то, что правительство вместе с ростом кадастра согласится освободить от налога единственную недвижимость. И вообще, многие самоуправления дают скидки…
Самым вопиющим примером, который я нашла навскидку, стал дом в Юрмале, знакомый мне по советским временам курортного отдыха в спартанских условиях. Его нынешняя цена – 55 990 евро. Новая – 277 445. Рост в 5 раз, а на землю в 6,5 раза. А сумма налога землю по ставке 1,5% вырастет с 567 евро до 3 тысяч 724 евро. И даже со скидкой 90%, которую Юрмальская дума предоставляет довольно часто, удар по кошельку будет чувствительным: вместо 56,70 придется выложить 372,40.
"Налог придумали, когда в 2009 году надо было получать западные кредиты, - поясняет главный редактор журнала "Квадратный метр" Роман Голубев. – А поскольку это редкая подать, избежать уплаты которой нельзя, тут "карта и пошла": в течение 10 лет налоговое бремя собственников только росло, а самоуправления придумывали уловки, чтобы и деньги получить, и жителей удержать".
При чем тут рынок?
"Моя семья живет в своем доме уже в пятом поколении и продавать его не собиралась, - возмущается общественная активистка, обитательница центра Риги Лиана Хиршсоне. – Какое отношение к этому имеют рыночные цены, из-за которых государство выворачивает мне карманы?"
Еще более возмутительной выглядит ситуация для жителей микрорайонов, построенных советской властью, в которые Латвийская республика не вложила ни цента, но стабильно обирает жителей. И если кто-то приватизировал свою советскую квартиру за 4-5 тысяч латов, то при нынешних налоговых ставках он выплатит за нее такую же сумму буквально в течение десятка лет! С 2010 года платежи налога на недвижимость выросли в 4-5 раз, несмотря на все увещевания властей про "постепенность" и недопущение скачков более, чем на 25% в год.
Увещевания звучат публично, а налоговый счет каждый получает лично, и оспаривать его никакой возможности нет.
Публикацию новых кадастровых цен, основанных на "рыночных", разоблачил сертифицированный оценщик с 15-летним опытом, член правления профессиональной Латвийской ассоциации Артур Журомскис.
Он проанализировал более ста тридцати случайно выбранных объектов из своей базы данных и рекламных объявлений в 8 различных сегментах рынка с 1 июля 2019 года по 30 июня 2020-го и установил: все они доказывают абсурдность "разработанных" Государственной земельной службой цен и их абсолютную несостыковку с рыночными. Признавая, что не все указанные в договорах цены являются реальными, Журомскис все-таки возмущен тем, что в трети случаев предлагаемые кадастровые показатели не только не составляют 85% от рыночной цены, но превышают ее на 15 и более процентов.
Самые большие расхождения – по квартирам в Риге, которые ГЗС минимально переоценила на 35,3% (старая недвижимость на ул. Парадес), а максимально на 85,9% (ул. Виенибас).
Не лучше обстоит дело с жильем в Даугавпилсе и Лиепае, где в четверти случаев предлагаемая кадастровая цена превышает рыночную. Максимальная разница достигает 153%.
Совсем плохо справились специалисты ГЗС с проектированием кадастровых цен офисных помещений: в 17 случаях из 20 они попали пальцем в небо, удивив тройным промахом – предлагаемая цена офисного здания на 333,7% выше прежней. В трети случаев проектируемая цена вдвое превышает рыночную. А офисные здания – не квартирки, за которые хоть малую часть можно заплатить наличными; там все официально и через банк.
Участки для коммерческой застройки ГЗС переоценила в 9 случаях из 10, вплоть до +117%. Такая же беда со складами.
Подфартило только селянам: в половине случаев новые кадастровые цены стали для них вдвое ниже прежних, и в 90% случаев просто ниже.
В целом предложенные ГЗС цены подготовлены возмутительно непрофессионально, заключил Журомскис. Системе определения кадастровой цены нужны не просто изменения, а капитальный ремонт. "Абсолютно неприемлемо, чтобы кадастровая цена превышала рыночную, - уверен эксперт. - Призываю каждого слать свои отзывы и возражения по проекту правил кабмина на адрес sabiedribas.lidzdaliba@vzd.gov.lv!". Он также призвал Минюст и ГЗС к диалогу с профессионалами ради срочного упорядочивания кадастровой системы.
Кому это выгодно?
Итак, увеличенные кадастровые цены ударят по городам и по бизнесу. Неужели этого ждут от Латвии международные кредиторы? Или они намеренно давят на Латвию, чтобы уменьшить количество собственников жилья, выдавить собственников в арендаторы – ибо нечего портить общеевропейскую статистику своим постсоветским наследием. В Европе собственность имеют только настоящие богачи, а не какие-то работяги.
Или у акции есть более близкие заказчики – например, судебные исполнители и администраторы неплатежеспособности, готовые броситься на должников? Ведь они давно кормятся возле самоуправлений, которые поручили им взыскание недоимок. А такса судебного исполнителя даже при минимальной сумме долга в 100 евро составляет те же 100 евро, а то и больше – если вдруг должник не оценил остроты момента и не оплатил требуемое в отведенные для этого пару недель.
Ясно, что проект кадастровых изменений носит явно конфискационный характер. Даже если человек получит скидку, то а) она не навсегда и зависит от текущей платежеспособности самоуправлений; б) при изменении права собственности, даже между родственниками, пошлина по закону будет платиться от завышенного кадастра, а не от оговоренной сторонами цены.
"Если государство назначает такие кадастровые цены, пусть берут обязательство использовать право первой руки при покупке имущества", - предлагают горячие головы. Но только единицы действительно готовы довести свое мнение до властей по указанному ими адресу. А надо бы.