В Латвии есть так называемый Ilgtspējas indekss, что можно перевести как "индекс устойчивости", "жизнеспособности". И есть даже Институт корпоративной устойчивости и ответственности. Он был учрежден в 2011 году с целью "укрепить и углубить", повысить понимание об ответственной и дальновидной деятельности, а также способствовать развитию гражданского общества. Ну и все в таком духе, так говорят, когда хотят рассказать, куда потратили спонсорские деньги.
И в этом и в прошлом году в когорту номинантов затесались компании, жизнеспособность которых была подвергнута сомнению последними событиями, проблемами в экономике и кризисом, вызванным COVID-19, банкротствами и техногенными катастрофами.
Уходя, гасите свет
Раздача платиновых, золотых, серебряных, бронзовых и алмазных (новинка) призов происходила 11 июня. А ровно за два дня до этого в Риге и окрестностях случился натуральный блэкаут — из-за аварии было обесточено 160 000 домохозяйств и предприятий. Но самый ужас заключается в том, что население осталось как та старуха у разбитого корыта - без интернета, электрики.
Ау! Где ваша гражданская ответственность?
Как бы то ни было, традиционно, в числе самых-самых устойчивых - Latvenergo и ее дочерние, занимающиеся распределением тока Augstsprieguma tīkls и Sadales tīkls. Ладно, блэкаут, с кем не бывает. Но то, что в этих компаниях общество своевременно не проинформировали о причинах и последствиях, многие посчитали образчиком безответственности.
Прачечная на маяке? Оригинально
А вот любопытный пример. Предприятием, которое способствовало долгосрочному укреплению экономики Латвии, стал по итогам 20219 года PNB Banka. Его жизнеспособность после вручения приза длилась два месяца, после чего Европейский центробанк отобрал у него лицензию ввиду "ненадежности и подозрительных сделок".
Кстати, среди румяных победителей регулярно фигурируют латвийские филиалы шведских банков Swedbank и SEB. Они, наряду со всякими другими благородными делами, служат остальному бизнес-сообществу и всем латвийцам "примером ответственного отношения к бизнесу и обществу".
Короче, нравственные маяки. Но еще в прошлом году выяснилось, что балтийские подразделения Swedbank и Danske Bank восемь лет баловались подозрительными переводами на общую сумму 3,8 миллиарда евро. То есть потворствовали отмыванию денег в особо астрономических размерах.
В июне этого года финансовая инспекция Швеции оштрафовала банковскую группу SEB на 1 миллиард шведских крон (95 миллионов евро) за недочеты в соблюдении правил предотвращения отмывания денег в странах Балтии.
Ладно, отмывание денег. С кем не бывает. Однако общие финансовые показатели латвийских банков после того, как из них каленым скребком выскребли деньги нерезидентов, в основном предпринимателей из стран СНГ, заставляют беспокоиться об устойчивости системы.
В первые пять месяцев этого года прибыль банков Латвии рухнула в 4,3 раза, продемонстрировав обидные 28,6 миллиона евро.
Мимо окон не идут поезда
И наконец, некогда флагман и локомотив латвийской экономики, чемпион по числу трудоустроенных и размеру уплачиваемых в казну налогов. Это Latvijas dzelzceļš.
Увы, разворот российского транзита (об этом факторе так же не могли не знать составители индекса устойчивости из одноименного института) в сторону отечественных портов превратил его многомиллионные до сих пор прибыли в убыток в размере 9,328 миллиона евро по итогам прошлого года.
А коронакризис заставил предприятие пойти с протянутой рукой к государству (не хватает денег на обеспечение качества инфраструктуры и безопасных перевозок) и объявить об увольнении 1 500 работников. На предприятии даже придумали сдавать в аренду помещения своих станций — продавцам жвачки, мороженого и лимонадов. Как уже давно делает аэропорт.
Рижский аэропорт и государственный авиаперевозчик airBaltic также вышли из коронакризиса потрепанными, однако второму государство за счет налогоплательщиков увеличило его капитал на 286 миллиона евро. Любопытно, что президент авиакомпании получает в год примерно 1 миллион евро получки, что в 30 раз больше, чем президент Латвии.
В этом году состав номинантов и лауреатов не претерпел больших изменений. Здесь, слава Богу, нет закрытого банка PNB, но есть грузовое подразделение железной дороги LDz Cargo, Rīgas siltums и крупнейшие торговые сети (пока у людей есть деньги они продолжат платить за тепло и еду) Latvenergo и его дочки, SEB, Swedbank, Международный аэропорт Рига.
"Вишенка" на торте — психоневрологическая лечебница "Стренчи". При нынешних политике и экономике предприятия этого профиля действительно могут смотреть в будущее с уверенностью.
Награда нашла героя посмертно
Конечно, к составителям индекса из института есть вопросы. Их индекс напоминает "награду, которая нашла героя посмертно". Но их тоже можно понять. Если убрать из списков все компании, по поводу долговременной устойчивости которых имеются обоснованные сомнения, то никого не останется, кроме упомянутой лечебницы.
Да и потом, что такое "долго"? Понятие это относительное. Для древних греков и прочих ацтеков две тысячи лет — не срок. А для Латвии, вернувшей себе независимость недавно, и 15 лет — срок громадный. И хотелось бы, конечно, чтобы без конфискации имущества. То есть без потери крупнейших предприятий и целых перспективных отраслей, каковыми еще недавно в Латвии были банковская отрасль и транзит.
Через тернии к звездам
Хотя для настоящего бизнеса помехой не являются ни время ни расстояние. На днях Латвия подписала договор с Европейским космическим агентством (ЕКА).
Будем надеяться, нам удастся заработать хотя бы в космосе. Если опять на орбите Латвии не помешают какие-нибудь нерезиденты и поползновения некоторых стран в сторону латвийского мирного космоса.