РИГА, 1 июл — Sputnik, Юлия Грант. Правительство Латвии в ситуации кризиса из-за пандемии уповает на экспорт, вроде бы вывезший страну из провального 2008 года, когда ВВП рухнул на четверть, и вливает заемные деньги в общественный сектор. Еврокомиссия разрешила довести размер госдолга до 50% ВВП, и правительство старается набрать побольше денег.
Уже в апреле номинальная стоимость латвийского экспорта сократилась на 13,9%, по сравнению с тем же периодом прошлого года, и это максимальное падение с октября 2009 года, отмечает Минфин со ссылкой на ЦСУ. Причиной называют не закрытие границ, а спад потребления из-за тотальных карантинов. Еврокомиссия указала, что именно апрель стал "дном" экономического спада, и в мае настроение покупателей немного улучшилось. А латвийцев может утешить то, что спад в 13,9% все же немного уступает прогнозируемому в целом по ЕС на второй квартал – 14,2%.
При этом промышленники скептически оценивают возобновление внешнего спроса: по их мнению, падение экспорта продолжится и достигнет 20% и более. Если посмотреть на этот показатель с точки зрения именно внутреннего латвийского производства, ситуация представится еще более тревожной.
Что везем?
По многим позициям латвийского экспорта фиксируются поставки ранее ввезенных из третьих стран товаров. Реэкспорт – тема, о которой латвийские политики не любят говорить, ведь она раскрывает скудость производительных сил "удавшегося государства" во всей красе.
Среди экспортных товаров независимой Латвии числятся, например, минеральные продукты, в том числе нефтяные масла, отгрузка которых сократилась на 75,9%, а в целом по этой статье падение составило 37,6%. При этом в Латвии нет ни одного нефтеперегонного завода и нефтяных месторождений. Зато есть фасовочные производства, которые получают сырье из России и Беларуси цистернами и "бодяжат" здесь свои смеси, по типу бренда Pilot. "Спрос на нефтепродукты упал на мировых биржах, - рапортует Минфин. – На него также повлияло снижение перевозок нефтепродуктов через латвийские порты".
Так, 12% латвийского экспорта формируют электрооборудование и электроустройства, причем этот сектор рос до пандемии бурными темпами: на 20% в январе, в сравнении с декабрем, и почти на столько же по сравнению с прошлым годом. Не обнаруживая на карте страны крупных электромашиностроителей, заглядываем в графу "импорт": электрооборудование занимает во ввозном потоке 13,6% и первое место. Таким образом, ввезя товара на 158,3 миллиона евро, можно обеспечить экспортный поток почти в 130 миллионов в месяц!
Реэкспорт – субстанция доходная, но ненадежная: из-за него на две трети упал экспорт автомобилей. Вторичные продажи составляют 100% "экспорта" транспортных средств, которые Латвия не выпускает с момента закрытия РАФа и новейшего проекта АМО-Плант.
Призывы к высокотехнологичному производству совсем не стыкуются с реальностью экспортной экономики, в которой первое место по-прежнему занимают лесоматериалы: почти пятая часть, на сумму больше 190 миллионов евро в месяц. Кризис в этом секторе начался еще до пандемии: вывоз древесины сократился еще в конце 2019 года, причем сразу больше чем на 11%.
Куда везем?
Основные европейские экспортные рынки Латвии, по прогнозу Международного валютного фонда, в 2020 году покажут падение экономики: Литва на 8,1% (№1 в экспорте, 16,4%), Эстония на 7,5% (11,4% в общем экспорте), Германия на 7% (6,1%), Швеция на 6,8% (5,6%). Россия является крупнейшим покупателем латвийских товаров за пределами ЕС (более 10%), и спад ее экономики будет меньше, чем в Европе, – только 5,5%.
Британия начала было помогать латвийским лесопромышленникам, затаривая свои склады перед Brexit де-факто, однако и она тяжело пострадала от пандемии: минус 6,5% ВВП. Экспорт древесины из Латвии это снизило почти на 16%, при существенном падении биржевых цен на этот товар.
Прогноз Банка Латвии для самой нашей страны ухудшен до минус 7,5% (в марте предполагалось -6,5%), хотя Международный Валютный фонд прогнозирует минус 8,6%.
"Инвестиции значительно снизятся в 2020 году, несмотря на усилия правительства поддержать их через вложения в общественный сектор, – отмечает Банк Латвии. – Частные инвесторы опасаются неопределенности и остерегаются инвестировать".
Стоило бы добавить, что частным инвесторам Латвия педантично била по рукам все предыдущие два года, развернув "борьбу с отмыванием денег", в которой под особое подозрение попали как раз иностранцы.
Инвестиции государства пойдут не за счет накоплений, а за счет заимствований на внешнем рынке и роста фискального дефицита до 7% ВВП, благодушно разрешенного Еврокомиссией ввиду "коронакризиса". Так что Латвия смело может наращивать государственный долг до половины ВВП. При этом докризисный уровень экономики будет достигнут хорошо если к концу 2021 года, считает Банк Латвии.
Одно утешает: при общем спаде экономики импорт товаров в Латвию тоже уменьшился, причем существеннее экспорта. И это немного улучшило внешнеторговый баланс, который все годы существования независимой Латвийской Республики оставался отрицательным. Грубо говоря, страна все это время жила в долг, потребляя больше, чем производит.