Кто будет контролировать 6 миллиардов евро: зреет ли в Латвии приватизационная афера

Межведомственный координационный центр хочет перенять управление госкомпаниями с коммерческим потенциалом; в лесопромышленной отрасли опасаются, что это все равно что дать возможность бухгалтеру руководить хирургом во время операции
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

РИГА, 23 июн — Sputnik. Ранее двенадцать крупнейших латвийских госкомпаний защищало от приватизации законодательство, но намерение Межведомственного координационного центра (Pārresoru koordinācijas centrs) раз в пять лет пересматривать государственное участие в некоторых из этих компаний вызывает опасения, что тем самым прикрывается желание передать их акции в частные руки, пишет Neatkarīgā.

Межведомственный координационный центр представил свою противоречивую концепцию "О политике управления государственными и муниципальными обществами капитала, разделении государственных обществ капитала и постепенной централизации функций управления ими" на совещании госсекретарей. Так как многие министерства и общественные организации выступили против отдельных нюансов этого документа, центру было поручено согласовать эту концепцию с десятком министерств, а также с Союзом свободных профсоюзов, Конфедерацией работодателей, Союзом самоуправлений и Госконтролем и только потом передать согласованный проект в Госканцелярию.

Важные компании

Сейчас в Латвии двенадцать государственных обществ капитала, которые по нынешнему государству считаются неотчуждаемыми: AS "Latvenergo", AS "Augstsprieguma tīkls" (AT) , Международный аэропорт Рига, VAS "Latvijas pasts" (LP), VAS "Latvijas dzelzceļš" (LDz), VAS "Latvijas gaisa satiksme", AS "Latvijas valsts meži" (LVM), VAS "Latvijas Valsts radio un televīzijas centrs" (LVRTC), VAS "Latvijas radio", VAS "Latvijas televīzija", VAS "Latvijas loto", Агентство развития Altum. Межведомственный координационный центр советует раз в пять лет пересматривать государственное участие в этих предприятиях и обсуждать возможность передачи части капитала этих компаний для приватизации. Такая формулировка заставляет задуматься о желании в будущем приватизировать какое-то из этих обществ капитала.

Нечего сидеть на двух стульях: у министерств отнимут контроль над госкомпаниями

Объем активов этих предприятий, по данным за 2018 год, колеблется от 3,8 миллиарда евро (Latvenergo) до 7 миллионов евро (Latvijas radio), а прибыль от 110 миллионов евро (Latvijas valsts meži) до 0,2 миллиона евро (Latvijas radio). Латвийское телевидение (VAS "Latvijas televīzija") и вовсе закончило 2018 год с убытками, потеряв 0,7 миллиона евро.

Представители лесопромышленной и деревообрабатывающей отрасли направили премьеру Кришьянису Кариньшу письмо, в котором подчеркивают, что концепция Межведомственного координационного центра не только не решает проблемы управления, но и создает новые риски и ставит под угрозу дальнейшее развитие латвийского народного хозяйства. По их мнению, принятие нормативных актов, которые позволяют приватизировать Latvenergo, AT, международный аэропорт Рига, Латвийскую железную дорогу и Latvijas valsts meži, значило бы открытое игнорирование интересов государственной безопасности и долгосрочного развития, а также экономических и экологических рисков, о которых ранее много раз говорили местные и международные эксперты.

Кто будет контролировать 6 миллиардов?

Межведомственный координационный центр в своей концепции предлагает разделить все 65 государственных и муниципальных обществ капитала на две группы. В одну — группу А — войдут компании, которые контролируют стратегические экономические активы и имеют коммерческий потенциал. В другую — группу В — войдут предприятия, главная цель которых — исполнять функции, делегированные государством. В группу А войдут девять крупнейших и важнейших государственных обществ капитала: Latvenergo, Latvijas valsts meži, Latvijas Valsts radio un televīzijas centrs, Международный аэропорт Рига, Latvijas loto, Augstsprieguma tīkls, Latvijas dzelzceļš, Latvijas pasts, Altum.

Общий объем активов этих предприятий в 2018 году превысил 6,3 миллиарда евро, а прибыль — 232 миллиона евро.

Для управления и контроля за этими обществами капитала предлагается создать новое общество капитала, которое будет контролировать Межведомственный координационный центр. Центр будет держателем долей капитала этого нового предприятия, а ему, в свою очередь, будут постепенно передаваться доли капитала указанных госкомпаний. Чтобы обеспечить центр дополнительными ресурсами, будут привлечены также сотрудники Possessor (бывшее Агентство приватизации). Possessor владеет Латвийская Республика, держателем 100% акций является министерство экономики, которое сейчас возглавляет Янис Витенбергс из KPV LV.

Тайная приватизация? Интересы партий? Главные вопросы о выводе госкомпаний на биржу

Представители лесной отрасли указывают, что в концепции Центра содержится требование, которое уже не раз безуспешно пытались выполнить, - отделить финансовые и нефинансовые цели, которые тесно связаны между собой, и тех, кто их реализует. В докладе предусмотрено, что финансовые цели коммерческих обществ капитала в дальнейшем будет определять новый держатель активов, а специфические государственные нефинансовые цели будут формулировать министерства, отмечают в отрасли. К примеру, если ставить конкретные финансовые цели в отрыве от общей политики, ориентироваться на краткосрочную прибыль, можно нанести серьезный ущерб окружающей среде или нарушить производственные цепи во взаимосвязанных отраслях экономики.

"Это так же глупо, как если бы работой хирурга во время операции стал руководить бухгалтер, который отвечает за финансовый поток, и спасение жизни пациента стало бы зависеть только от его состоятельности. Поэтому безответственно проводить такой эксперимент, обреченный на провал, в государственных обществах капитала со стратегическим значением в сфере энергетики, землепользования, транспорта и других жизненно важных для государственного развития отраслях. Государство должно быть способно определять и эффективно осуществлять единые и непротиворечивые стратегические цели.

Передавать управление госкомпаниями новому бюрократическому промежуточному звену, у которого нет ни потенциала, соответствующего отраслям, ни опыта и знаний об их специфике, значит подвергнуть риску не только сами общества капитала, но и связанные с ними отрасли и долговременное развитие всего латвийского народного хозяйства", - указал исполнительный директор Латвийской федерации лесопромышленности Кристапс Клаусс.

Поэтому представители отрасли и неправительственных организаций просят Кариньша не продвигать концептуальный доклад Межведомственного координационного центра в нынешнем формате.