РИГА, 19 июн — Sputnik, Дмитрий Олейников. Главная задача, которую поставило перед собой Latvijas valsts ceļi, разрабатывая концепцию, - чтобы житель любого районного города мог добраться до столицы максимум за два часа. Для этого планируется создать сеть автобанов, где будет разрешено движение со скоростью 130 километров в час, с разделенными проезжими частями, с организацией съездов и въездов и отсутствием перекрестков.
Географически, автобан кольцом будет обходить Ригу (на месте нынешней Рижской окружной дороги) и уходить в направлении Лиепаи, Вентспилса, Айнажи, Елгавы, Бауски, Смилтене, Резекне и Даугавпилса. С Айнажи до Бауски и дальше до границы с Литвой пойдет легендарная Via Baltica, которая начинает терять известность на фоне своей железнодорожной "сестры" - Rail Baltica. Выезды на границы с Россией, Беларусью, Литвой (кроме как через Бауску) и в Эстонию (кроме Айнажи) будут обеспечиваться обычными дорогами. Видимо, в своих прогнозах на рост транзита в направлении восток – запад, министерство не очень рассчитывает. А для выезда в соседние балтийские страны и одной Via Baltica вполне хватает. Упор, повторимся, сделан на внутренние перемещения жителей из одного города в другой.
Рассказывая о концепции развития автодорог, ни в министерстве, ни в Latvijas valsts ceļi ни словом не упомянули о транспортных приоритетах, которые заявлялись еще совсем недавно в контексте "зеленой" экономики - максимально сокращать количество личного автотранспорта, мотивировать людей пользоваться общественным транспортом, в том числе железнодорожным.
Автострады, по словам члена правления Latvijas valsts ceļi Мартиньша Лаздовского, будут оснащены всем необходимым: скоростным интернетом, противошумовыми барьерами, оградой от животных, будет продумана инфраструктура для велосипедистов, пешеходов и общественного транспорта.
Общая "автобанизация" Латвии, по прогнозам, должна пройти в три этапа. На первом – достраивается Via Baltica (с севера на юг), а Рижская окружная становится четырех-шестиполосным автобаном без перекрестков. "Жителям Рижской агломерации, которые ездят работать в Ригу, должна быть обеспечена возможность добираться до места не дольше, чем за 30 минут. В орбиту Рижской агломерации войдут Тукумс, Елгава, Бауска, Огре, Сигулда, Саулкрасты", - заявил Лаздовский. Первый этап строительства должен завершиться к 2030 году - это 180 километров дороги общей стоимостью, в ценах 2020 года, около 1 миллиарда евро.
Вокруг Бауски и Иецавы к этому времени будут построены объездные пути, а на втором этапе, до 2035 года, скоростная трасса А2 будет продлена до Цесиса, а до Тукумса – проложена новая скоростная дорога. Трасса Е22 будет продлена до Екабпилса. Это еще 318 километров дорог примерной стоимостью в 1,87 миллиарда евро.
Третий этап – продление автобанов до Резекне и Даугавпилса на востоке страны, до Лиепаи и Вентспилса – на западе, до Смилтене – на севере. Постройка сети дорог регионального значения, которые свяжут районные центры с основными трассами. Общая протяженность дорог - чуть более 500 километров, цена – 3,06 миллиарда евро. Срок реализации проекта – 2045 год.
Итого, общая приблизительная смета на создание сети автобанов в Латвии составляет порядка 6 миллиардов евро. Это не считая расходов на поддержание в порядке нынешней сети дорог. Хотя министр сообщения Талис Линкайтс и пообещал на заседании Совета по автодорогам передать упомянутую концепцию на рассмотрение в кабинет министров, пока сложно прогнозировать, будет ли финансирование. С учетом Rail Baltica, общая стоимость строительства дорог может составить более 10 миллиардов евро.
Отрасль автодорог, конечно, горячо приветствует создание концепции долгосрочного развития. По словам руководителя Latvijas Ceļu būvētājs (госпредприятия, которому предстоит "осваивать" все эти объемы) Андриса Берзиньша, с 2004 года, когда была ликвидирована прежняя концепция развития автодорог, разработанная еще в начале 90-х годов, отрасль не имела никаких долгосрочных планов. Но вопросы о том, где и в каком объеме будут взяты деньги, остаются.
Единственным, кто на заседании Совета выразил беспокойство относительно предложенных планов, был представитель Союза самоуправлений Латвии Андрис Вайвадс. Он назвал представленную концепцию "неполной, которой необходим дополнительный документ или еще одна дополнительная концепция". Речь идет о местных дорогах, которые совершенно "случайно" выпали из поля зрения министерства и профильного предприятия. Однако, сеть местных дорог, включая муниципальные дороги и транзитные улицы, также нуждается в приведении в порядок. Или заботу о них переложат на плечи самоуправлений? Причем без выделения соответствующих бюджетов?