И снова большие планы: Латвию хотят покрыть сетью автомагистралей

© Sputnik / Sergey Melkonov"Юрмальское шоссе" на участке Карла Ульманя гатве проходит по границе района Плескодале
Юрмальское шоссе на участке Карла Ульманя гатве проходит по границе района Плескодале - Sputnik Латвия
Подписаться
В Сигулде прошло выездное заседание самоуправлений Рижского региона, на котором министр сообщения Талис Линкайтс представил план улучшения автодорожной сети до 2040 года

РИГА, 25 фев - Sputnik. Рассматривая слайды со схемами скоростных автомагистралей, которые должны соединить крупные города страны между собой и со столицей, не покидало ощущение дежавю. Дело в том, что в ноябре 2004 года в министерстве сообщения уже был презентован план строительства в Латвии сети автобанов. За минувшие 16 лет ни одного километра из всего перечисленного так и не появилось, пишет "Бизнес Сегодня".

Железнодорожный светофор - Sputnik Латвия
Возить пассажиров, которых нет: Латвия вбухает миллионы в железную дорогу

Где гарантии того, что нынешние планы так и не останутся на слайдах, а хотя бы часть будет в ближайшие четыре пятилетки воплощена в асфальте и бетоне? Министр не стал комментировать полет фантазии своих предшественников, но пояснил, что если не разбрасываться по мелочам и "не размазывать дорожный бюджет тонким слоем по всей стране", то возможности соизмеримы. "Но если политика опять изменится, то гарантий, конечно, нет", - считает он.

Представитель госпредприятия "Латвийские автодороги" был более краток: "Если не будет хотя бы такого плана, тогда вообще ничего не будет".

В Польше есть план на 20 лет, в Литве – до 2035 года. И только в Латвии планов мало. Так что же планируют?

Кольцевой тупик

Если опустить теоретические выкладки, то, по мнению Минсообщения, все главные дороги страны обязаны замыкаться на Рижской окружной дороге. Проблема в том, что она создана по принципу 1+1 (одна полоса в каждом направлении), не имеет двухуровневых пересечений, в последние годы увешана светофорами и с возложенными на нею функциями не справляется. Так как быстрее проехать через Ригу, чем вокруг.

Поэтому первым делом необходимо Рижскую окружную перестроить в 2+2, создать двухуровневые пересечения с перпендикулярными магистралями и построить мост через Двину. Возможно, единый как для железной дороги Rail Baltica, так и для автомобилей. Затем в 2+2 надо перестроить Via Baltica от Лиласте до Окружной и объездную магистраль рядом с Бауской и Иецавой. Хотя судя по всему первой все же станет Кекавская окружная дорога, которую собираются построить по принципу государственно-частного партнерства. Это когда частный инвестор строит за свои деньги, а государство ему потом долгие годы выплачивает затраченное и с процентами.

Так или иначе, по плану из всех концов страны от Лиепаи и Вентспилса, от Айнажи, Резекне и Даугавпилса до Рижской окружной время в пути по автомагистралям не должно превышать двух часов. А в пределах Рижской агломерации, по контуру Тукумс - Елгава - Бауска - Огре - Сигулда - Саулкрасты до Рижской окружной можно будет доехать за 30 минут или быстрее.

Проблемы в мелочах

Когда смотришь на карте масштабом 1 см - 10 км, то все выглядит логично. Но стоит приблизиться, с каждым перекрестком и каждой точкой пространства возникают проблемы.

Железнодорожные пути в Латвии - Sputnik Латвия
Минимум грузов за 17 лет: кого Латвийская железная дорога уволит первыми

Например, объездная дорога вокруг Балтэзерса. Сейчас там проезжает 26 тысяч автомобилей в сутки. Но справа вода и слева вода. И "Латвийские дороги" не исключают, что жителям Балтэзерса придется смириться с тем, что через поселок расширят магистраль до 2+2. При всех перестройках на автобанах страны будут ликвидированы местные въезды. То есть то, что сейчас происходит в Медемциемсе, где жители собирают подписи против ликвидации левого поворота с Елгавского шоссе, будет происходить по всем хуторам страны, у которых ликвидируют возможность прямо из ворот выехать на прямое шоссе до Риги. Для этого придется вдоль автомагистралей построить сеть дублирующих местных проездов, по которым окрестный люд будет съезжаться к двухуровневым въездам на автобаны. Здесь же по дорогам-дублерам предстоит курсировать общественному транспорту.

Кстати, как можно пропагандировать желание пересадить автомобилистов в общественный транспорт, если автомобилистам создают шикарные условия – 30 минут до столицы, а автобусы с магистралей убирают "ковылять" по околицам…

Так вот, возвращаясь к автомагистралям со скоростным движением, раздельными проезжими частями и двухуровневыми пересечениями. Их общая протяженность в Латвии получается 1000 км. Еще имеются региональные автодороги (3600 км), местные дороги – 6400 км, подводные пути – 8000 км. И 38 453 километра дорог, включая 8306 километров улиц, которые собираются переложить на плечи местных самоуправлений. Министр упомянул про государственную дотацию в 1560 евро за километр дороги в течение пяти лет.

Мечтать не вредно

Волостные старосты с упоением слушали. "Да, да, двухуровневые пересечения!" - радовался один сельский староста почтенного возраста. У него спросили, сколько ему будет лет в 2040 году, когда Минсообщения построит обещанный город-сад. Тот посчитал и опечалился.

"И прорубите в Ригу еще какой-нибудь въезд. Там машины уж как-нибудь куда-нибудь денутся…" - напутствовал другой староста. Вынуждены разочаровать председателя сельсовета: машина, как физическая величина, имеющая объем, до момента изобретения телепортации никуда не денется, а продолжит занимать место на дороге и создавать заторы другим участникам движения. Это для волостного старосты она "потеряется из виду". И если со всех планируемых автобанов потоки автомобилей без каких-либо светофоров хлынут сразу на нынешнюю дорожную сеть улиц Риги, то они создадут заторы из самих себя у первого же городского светофора.

Проводник на подножке вагона поезда - Sputnik Латвия
Финляндия хочет продлить скоростную железную дорогу из Москвы до Хельсинки

То есть пробку плавно переместят из Балтэзерса на перекресток Бривибас и Юлгас, из Дрейлини на перекресток Лубанас и Келдыша, а из Саласпилса на Румбулу. О каких-нибудь планах государства помочь Риге также оперативно создать Северную переправу или Приморскую магистраль – ни прозвучало ни слова. А представитель Latvijas Valsts ceļi отметил, что грузовой транспорт, чтобы въехать в Ригу из Адажи, должен будет по Рижской окружной "пилить" аж до улицы Гранита, по которой сможет въехать в город, чтобы затем по рижской Восточной магистрали попасть в порт. При этом о каком-нибудь государством спонсируемом решении по поводу перекрестка улиц Бривибас, Бикерниеку и Ропажу не прозвучало ни слова.

Но создатели слайдов успокоили, что в любом случае все эти идеи об автомагистралях пока даже не проект, а эскиз, который получит "наполнение" и затем отправится в правительство для получения финансирования.
Так будут ли в Латвии автобаны? Сложный вопрос… Остается пожелать министру выдержки. Он сразу отметил, что при реализации плана по созданию автобанов на все дороги страны средств не хватит и поэтому на хорошее содержание местных дорог можно не рассчитывать.

Лента новостей
0