РИГА, 9 июн – Sputnik. Ряд грузоотправителей после приостановки работы Мурманского порта планируют переориентировать потоки на порты Прибалтики. РЖД уже дали скидку в 25% на перевозки по альтернативным направлениям, сообщает РБК.
Первого июня в Мурманской области произошло обрушение железнодорожного моста между станциями Выходная и Кола. В результате отправка грузов в направлении мурманского транспортного узла запрещена. Местный железнодорожный узел, в частности, обслуживает Мурманский морской торговый порт группы СУЭК и Мурманский балкерный терминал "ЕвроХима", грузы на которые поступают с предприятий, расположенных на юге Мурманской области. Все экспортные объемы апатитового концентрата традиционно идут через Мурманск, так как в этом регионе сосредоточены мощности по его производству – ГОКи "ФосАгро", "Еврохима" и "Акрона". Компаниям пришлось искать другие решения по перевозке грузов.
Сибирская угольная энергетическая компания (СУЭК, владеет 100% голосующих акций Мурманского морского торгового порта), согласно информации, размещенной на ее сайте, в 2019 году экспортировала через Мурманск 17,6 миллиона тонн угля при общем годовом объеме экспорта в 49,1 миллиона тонн. Как заявили РБК в компании, другие ближайшие порты Северо-Запада не могут стать альтернативой Мурманску.
"Изучив все данные ближайших портов Северо-Запада, их технические возможности, мы не можем использовать их как альтернативу Мурманскому порту", — заявил представитель СУЭК. Куда будет перенаправлен уголь, он не уточнил.
"Мурманский порт универсальный: обрабатывает железную руду, удобрения, уголь, генеральные грузы, через порт проводится снабжение Арктики. Каждый груз требует уникального подхода", — объяснил он.
По словам представителя СУЭК, РЖД предлагают бесплатную переадресовку нескольких тысяч груженых вагонов, застрявших по дороге в Мурманский порт, в сторону Усть-Луги, Тамани и портов Прибалтики. "К сожалению, рассматривая как альтернативные варианты порты северо-запада России, мы не можем получить адекватные условия по логистическим затратам до рынков назначения", — повторил он.
Собеседник сообщил, что через порт Мурманска доставка железной руды до Китая обходилась в 20 долларов за тонну, а через российские северо-западные порты, например Усть-Лугу, — в полтора-два раза дороже. Кроме того, скорость выгрузки состава в Мурманске составляет не более 1,3 суток, а в среднем в других российских портах — 2,5—3 суток.
Тем временем "Еврохим" перенаправил поставки железорудного и апатитового концентратов в прибалтийские порты, сообщила вице-губернатор Мурманской области Ольга Кузнецова.
Ранее директор по логистике Ковдорского горно-обогатительного комбината) ("дочка" "Еврохима") Евгений Романов заявлял "Интерфаксу", что компания направит апатитовый концентрат на свой завод в Литве сухопутным путем. "По апатитовому концентрату у нас есть альтернатива перевозки сухопутным вариантом на наш завод в Литве Lifosa. В первую декаду июня туда нужно будет направить 19,5 тысячи тонн апатитового концентрата, чтобы не оставить завод без сырья", — отметил он.
Иная ситуация с железнорудным концентратом. В июне потребителям в Китае планировалось отправить через Мурманск 600 тысяч тонн концентрата. "В настоящий момент идет поиск альтернативных вариантов – идут переговоры с покупателями, морскими терминалами северо-запада и ближнего зарубежья, проговариваются новые условия с операторами подвижного состава, судовладельцами и РЖД", – отмечал Романов.
Представитель "Фосагро" отметил, что компания еще анализирует возможные варианты, как изменить логистику и переориентировать грузопотоки из Мурманска в альтернативные порты. А источник, знакомый с планами поставщиков удобрений, сообщил, что они изучают гавани в Прибалтике и Финляндии.
По словам Кузнецовой, "Фосагро" также направит часть апатитового концентрата в Бельгию через Кандалакшский морской торговый порт, который также находится в Мурманской области.
Восьмого июня стало известно, что РЖД ввели скидку 25% к тарифу на экспорт железорудного сырья и удобрений, обычно следовавших в порт Мурманск, по альтернативным направлениям. Скидка распространяется на экспортные перевозки железорудного концентрата со станции Ковдор Октябрьской железной дороги на станцию Скангали и апатитового концентрата со станций Титан и Апатиты Октябрьской железной дороги на станции Скангали и Завережье.
По мнению главного редактора Portnews Виталия Чернова, значительный объем грузов вместо Мурманска пойдет через Прибалтику, пока будет идти ремонт моста.
"Схема с Прибалтикой отлажена, мощностей там достаточно, они заинтересованы в привлечении российского грузопотока. В России имеется острый дефицит специализированных балкерных терминалов. Поэтому альтернативы Прибалтике практически нет сейчас", — сказал он.
Что касается угля, его можно переориентировать на порт Высоцкий в Ленинградской области: там было падение грузооборота, так что есть свободные мощности. Кроме того, есть "Ростерминалуголь" в Усть-Луге, указал эксперт.