Не можете дышать - начните думать: почему акция в Риге против расизма стала фарсом

В Риге состоялась акция против расизма в знак солидарности с американцами после смерти Джорджа Флойда, однако сама Латвия своим этническим расизмом в отношении русских даже гордится
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Акции против расизма выплеснулись за пределы США и захлестнули Европу – мода на любой глобальный тренд посильнее пандемии COVID-19. Афроамериканское движение против расизма поддержали шведы, немцы и прибалты – и не ищите в этом никакой логики, слоган I can’t breathe, в переводе "Я не могу дышать", за последнее время сам по себе превратился в суперлогику.

Джордж Флойд, со смерти которого все началось, был пять раз судимым рецидивистом и наркоманом. Какая разница, он был убит расистом! Да, но он умер от инфаркта и общей изношенности своего организма, а в больнице Миннеаполиса в его крови нашли два разных наркотика и спиртное. Почему нет, будь он хоть самим Саддамом Хусейном! Его душил – а весь мир должен запомнить эти жуткие 8 минут и 46 секунд – расист. Белый полицейский Миннеаполиса, ставший символом мировой расовой ненависти. И за ним стоит все то же угнетение черных американцев белыми расистами. Примерно так ситуация выглядит для современного неолиберала.

Чему американская демократия может научить Европу?

Я не либерал. Я польский консерватор с русским генезисом. Я могу быть свободным от модного тренда. Конечно, все это не о Флойде, не о запрете дышать и даже не о Black Lives Matter. Суть протестов против расизма – в крайне циничной конкуренции за управление финансовой и политической матрицей Соединенных Штатов, плюс еще какой-то доходной частью остального мира. "Слон" Дональд Трамп не очень устраивает "ослов" – основных получателей выгоды политики глобализма, в которую трансформировалась модель Pax Americana после победы над социализмом в Европе в начале 1990-х. Ни патриарх Байден, ни Баффет, ни Блумберг и уж тем более Сорос не хотят дальнейших финансовых мегаубытков - прямых потерь и недополученной выгоды на десятки триллионов долларов - после ноябрьских выборов в США, если Трамп снова выиграет.

Американская мечта разбивается, как витрина бутика: граждане США о Black Lives Matter

Патриархам-демократам не нужна индустриальная политика Трампа Make America Great Again ("Вернем Америке былое величие"), укрепление экономики и миллионы новых рабочих мест – пусть хоть все штаты превратятся в детройтское гетто. Ведь тот же Сорос доказал, что прибыльные активы могут находиться в разных контролируемых юрисдикциях, почти в любом месте на карте мира. Трагедия в Миннесоте с Флойдом – абсолютно случайный эпизод в начале предвыборной кампании демократов, который имитирует закономерность и тиражируется медийно.

Семидесятисемилетний фаворит Демократической партии Джо Байден, за которым тенью тянется грязный шлейф коррупционных украинских скандалов и темные делишки с марионеточным президентом Порошенко, использовал удобный внутриполитический момент. Почти беспроигрышно, какая разница, что подожжен и горит собственный дом? Расовая конфронтация во внутренней политике США всегда занимала важное место.

Америку искренне жалко – никому не пожелаешь пройти через "перестройку" и "цветную революцию". Но я не думаю, что штаты охватит Гражданская война 2.0 – стороны конфронтации придут к соглашению через неделю-две, измочалив друг друга. Жаль Флойда, жаль полицейских разных штатов, убитых и раненых за последнюю неделю, в том числе – жертв мародеров, грабящих магазины под лозунгом Black Lives Matter. Но культ Флойда – фонд его имени в университете Миннесоты, золоченый гроб с телом погибшего, коленопреклонения сенаторов США длительностью 8 минут 46 секунд – это слишком навязчиво, отвратительный фарс слепых идиотов в обнимку с циничными политиками.

Тренд солидаризации с восставшими против многовекового расового порабощения американцами, конечно, мгновенно подхватили европейские либералы. Надеюсь, Ангела Меркель в этот раз не станет приглашать угнетенных жителей Восточного побережья в единый и гостеприимный европейский дом, как 2015 году в начале кризиса беженцев в ЕС. Да и вряд ли черные братья и сестры согласятся на предложение получить статус беженца в ЕС, Байден может пообещать лучшие перспективы, вроде повышения выплат по вэлферу, квоты и субсидии. Америка за все заплатит, будьте уверены, и до следующего бунта или следующих выборов о белом расизме там говорить будут меньше.

Дышать не можете? Начните хотя бы думать

Америка тут не одна, конечно: за тысячи миль от внутриполитической манифестации янки сотни гуманных и грустных европейских людей вышли на улицы городов с плакатами "Я не могу дышать" и "Жизни черных важны". Где Америка и американский расизм – а протесты тут, в Риге! Плакаты – один к одному с теми, что рисовали афроамериканцы. В случае Латвии это случилось в популярном месте у памятника Свободы – я думаю, это если не самая постыдная, то точно самая глупая общественная акция года.

Нет у нас такого нацменьшинства: депутат Нацблока не заметил русских в Латвии

Участники латвийской акции заявили, что "Расизм – это и латвийская проблема", что "Жизни черных важны", плакаты были и на латышском. А как насчет латвийского радикального национализма? Знают участники акции BLM у памятника Свободы, что афроамериканское население имеет куда больше прав, чем латвийские неграждане? Глава латвийского правительства Кришьянис Кариньш на днях заявил, что "наша задача – чтобы это поколение детей латвийских русских стали латышами".

Про 30-летние шаблоны о доступности и пользе ассимиляции в Латвии премьер Кариньш – со своим паспортом гражданина США – может рассказать в Миннеаполисе. В США и граждане-мексиканцы, и пуэрториканцы, и индейцы, и почти пять миллионов американских русских граждан имеют больше прав и свобод, чем крупнейшее национальное меньшинство Латвии – русские. Вопрос к премьеру Кариньшу: а детей из семей украинцев, живущих в Латвии, есть задача сделать латышами? Или белорусов? Латвийские неграждане в своих паспортах записаны как aliens – "чужие". Попробуйте назвать афроамериканца негром! Расизм. Суд, тюрьма или залог.

Неграждане Латвии лишены многих прав в политической жизни страны, не могут голосовать и быть избранными, не могут купить, хранить и носить оружие – в Америке это право гарантирует Вторая оружейная поправка к Конституции. По сравнению с гражданами Латвии неграждане дискриминированы по 80 пунктам, например, латвийский "альенс" не может занимать должность судьи, полицейского.

Преследования на национальной почве начались и длятся в Латвии уже 30 лет – и кто еще имеет смелость рассказывать 220 тысячам латвийских неграждан о расизме? Своим этническим расизмом Латвия даже гордится. Я уверен, если бы на месте русских неграждан были афроамериканцы Миннеаполиса – огонь охватил бы всю страну, а парламент на улице Екаба и кабинет министров на улице Бривибас заняли бы решительные парни и девушки. Но русские Латвии в большинстве своем не имеют такого бэкграунда, как Джордж Флойд, – и у них нет ни своего Сороса, ни Байдена и Блумберга.

Неграждан в Латвии даже не замечают

Расизм в Латвии – это мейнстрим, выражающийся в ксенофобии по отношению к русскому населению. Языковая и национальная расовая политика в этой крошечной стране стала нормой, а иногда даже гордостью общества и политики. В Польше также есть немного русских, белорусов и сейчас особенно много украинцев, но даже Анджей Дуда и правящая ПиС (партия "Право и Справедливость") не ставят задачу сделать из их детей поляков.

Как смеете вы делать из детей русских латышей, вы - расист?

Такие же вопросы хочется задать гражданам, вышедшим с плакатами против расизма к памятнику Свободы: жизнь русских в Латвии менее важны, чем жизни чернокожих в Миннеаполисе? Или любая жизнь важна? Или жизни латышей важнее, чем жизни других национальностей? В таком случае вы – расисты, и зачем тогда этот перформанс со стоянием на колене в солидарность с угнетенными Америки?

Митрофанов: проблема неграждан сохранится до XXII века

Русские Латвии живут здесь долгие столетия. Как и поляки Ливонии, которую сто лет назад окончательно переименовали в Латгалию, как евреи – которых убивали латышские коллаборационисты СС, как 20 тысяч литовцев и 80 тысяч латвийских белорусов. Задача – сделать из всех латышей? Латышский "наци-популизм" звучит как клинический диагноз олигофрена и маразматика. Французы Луизианы гордятся своими предками-галлами, испанские американцы из входивших в состав Мексики южных штатов гордятся текущей в их жилах кровью конкистадоров и идальго, пусть это и семейные предания. А латвийцы русского происхождения гордятся, что – русские.

Поляки, евреи, белорусы, граждане республик Кавказа, чехи, итальянцы, немцы, британцы и западные европейцы – в многообразии нашей общей Латвии важны все расы и этносы, исключений и преимуществе нет. Вот это стоит запомнить тем, кто хочет дышать, как хотел Флойд, – это важнее для Латвии, чем предвыборная битва "слонов" и "ослов".

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.