В Латвии была объявлена чрезвычайная ситуация, а в такие времена нехорошо критиковать правительство, оно делает, что может. Как вариант - "оно хоть что-то делает". Поэтому и я не буду его ругать. Хотя нет, буду. Кажется, все-таки, оно делает недостаточно.
В такие неспокойные времена человеческому организму не меньше чем витамины для иммунитета нужна информация. А ее как раз и нету. Приходится все додумывать, привлекая имеющиеся в изобилии гипотезы, слухи и воплотившиеся ночные кошмары.
А ты уже самоизолировался?
Ну да, объявили чрезвычайную ситуацию и закрыли границы. Но все страны ЕС сделали это почти синхронно, так что вряд ли нашему правительству по этому поводу стоит ставить памятник за решительность и находчивость. И потом, сделали, но как-то не доделали.
Еще до объявления ЧС знакомая ездила в Минск протезировать зубы. На границе белорусы остановили автобус, всех высадили, всем померили температуру, а автобус тщательно продезинфицировали. На российской границе поступают аналогично. Или вот в аэропорту Вильнюса пассажиров встречала медицинская бригада, обследовавшая каждого прилетевшего.
В нашем аэропорту, уже после введения ЧС, я сама наблюдала, как прибывшие маршируют к выходу, и их не встречают люди в скафандрах или хотя бы с градусниками для дистанционного измерения температуры.
Упор делается на сознательность тех, кто почувствует тревожные симптомы и самоизолируется.
Дорогая, поедемте в номера
Отели и гостевые номера предлагают замуроваться у себя в надежде на то, что государство заплатит. Но никто ведь, никто в стране не проверяет соблюдение карантина. Дедушка приехал из Ирландии, подхватил внучка и пошел в пиццерию...
Недаром эксперты соревнуются с Вангой, предрекая, что настоящий разгул коронавируса в Латвии начнется через неделю-другую, когда у всех вновь прибывших и "спасенных" из-за границы пройдет инкубационный период.
Сначала, помните, увеселительным заведениям велели закрываться в 23 часа. Почему, неужели коронавирус выходит на охоту ночью?
Фитнес-клубы поначалу вовсе не закрылись, но закрыли сауны. По какой такой причине, кто мне объяснит? Потом закрыли и спортзалы, и кино с концертами. Но при этом тысячи людей продолжали пользоваться общественным транспортом, до сих пор посещают магазины.
Так, может быть, спортивные залы и не стоило закрывать? Президент Латвийского общества врачей Петерис Апинис считает, что это было ужасной ошибкой.
Хотя справедливости ради надо сказать, что игровые виды спорта приветствуются. В четверг, 19 марта, министр юстиции предложил закрыть на время чрезвычайной ситуации все игорные заведения. Идея не нашла поддержки ни среди партнеров по коалиции, ни у премьер-министра Латвии Кришьяниса Кариньша.
Говорят и показывают министры
Министры, надо отдать им должное, нет-нет, но скажут что-нибудь умное. Представитель минэкономики Зайга Лиепиня посоветовала латвийцам, как делать покупки во время эпидемии.
"Приобретайте продукты питания и товары на более длительный срок, чтобы как можно меньше контактировать с другими покупателями. Покупаем быстро, много, оперативно и выходим из магазина", - сказала она.
"Бери больше, кидай дальше", но при этом "не нужно бежать в магазин за товарами, потому что их достаточно". Еще предлагается использовать коляску для покупок, а не корзину, потому что коляска обеспечивает больше возможностей дистанцироваться от других покупателей. Коляска впереди, коляска сзади и по одной — с боков.
Это похоже на советы из интернета о том, что для того, чтобы освободить жвачку от коронавируса, ее сначала надо кипятить, а потом подержать в морозильнике.
Министр внутренних дел Сандис Гиргенс заявил, что готов принять в испытывающие дефицит кадров ряды массово увольняемых работников национальной авиакомпании airBaltic и не менее национальной "Латвийской железной дороги".
А что, так можно? Без подготовки? Или Госполиция собирается завести авиагруппу и парочку бронепоездов?
Хотя, честно говоря, от правительства сейчас хотелось бы другого решения - запретить массовые увольнения. Тем более, что оно обещало помочь деньгами стратегическим предприятиям.
Обманутые обещания
Предводитель наших министров Кришьянис Кариньш нет, чтобы утешить население, продолжив тему о налоговых каникулах, вдруг заявил, что эпидемия коронавируса ни в коем случае не остановит налоговую реформу, наоборот, она станет даже агрессивнее.
Такое фискальное бешенство Кариньш объясняет тем, что мало денег на защиту от коронавируса, а всякие работники микропредприятий не пополняют бюджет в полной мере. То есть, чем скорее общество переболеет реформой, тем лучше.
А сколько при этом "микриков" умрет и пойдет дорогой теней? Эксперты предсказывают, что борьба с микропредприятиями загонит латвийцев назад в теневую экономику.
А популистское обещание министра сообщения Талиса Линкайтса о том, что государство будет оплачивать все репатриационные рейсы, которыми доставляются домой застрявшие из-за COVID-10 в других странах жители Латвии?
Оно удивило даже других министров, потому что этот вопрос не обсуждался ни в коалиции, ни в правительстве.
В сети оживленно обсуждалась история застрявшего на Тенерифе латвийца с семьей, который за эвакуацию на родину вынужден был отдать той самой национальной авиакомпании 3650 евро - и для взрослых и для детей билеты стоили по 600 евро, для младенца - 50 евро. Пришлось занимать.
А 12 марта премьер обещал, что границы закрыты не будут. Но 13 марта знакомый бизнесмен-строитель улетел с семьей на Шри-Ланку. 13 марта же ввели чрезвычайное положение и приняли решение закрыть границы. Кому верить?
Министр образования и науки Илга Шуплинска решила, что школьники будут образовываться дистанционно. Вот-вот закончатся каникулы. И даже страшно представить, как все это будет выглядеть на практике.
Кому нужнее?
А вот еще один случай, подтверждающий, что иногда лучше жевать сопли, чем говорить. Ни одного из характерных COVID-19 симптомов у председателя Сейма Инары Мурниеце нет, а сданный ею тест на наличие вируса дал негативный результат, сообщала советник спикера Даце Балоде.
Прекрасно, но обычным людям с рядовым насморкам тест на коронавирус не делают, а с симптомами люди ждут в огромных очередях. Значит, спикер Сейма влезла без очереди, бесцеремонно отпихнув в сторону настоящего больного?
Руководитель Службы скорой помощи Лиене Ципуле как раз в тот день призвала людей быть ответственными, чтобы можно было проверить тех, кому это нужнее всего.
Кому нужнее? А разве кто-то отменял другие болезни, смертность от которых больше, чем от коронавруса? Я о том, что не только латвийские больницы, но и медицинские центры отменяют плановые операции и обследования.
Президент Латвии Эгилс Левитс, кстати, авторитетно заявил, что эпидемия сплотила латвийцев. А как насчет лозунга "в это непростое время нам необходимо держаться друг от друга подальше?"
Но это все так, лирика. В настоящий момент существует две главные опасности, о которых болят благородные головы латышских политиков.
Первая - что войска одного соседнего государства нападут на страны Балтии, воспользовавшись тем, что пятая статья договора НАТО взяла больничный — большая неявка на запланированные самые крупные со времен холодной войны учения. И что Латвийские медики устроят забастовку, потребовав обещанного увеличения зарплаты. И кто их упрекнет? Я имею ввиду медиков...
И вопросы, вопросы... Правда ли, что Евросоюза больше не будет? Правда ли, что накрылся наш отпуск в сентябре? Правда ли, что сбылась мечта Греты Тунберг насчет самолетов? Не подскажете ли, во сколько начинается комендантский час?
Молитесь Богу
Говорят, что в России отменили День космонавтики. Прискорбно, но его каждый космонавт вполне может отпраздновать дома. Больше меня возмутило то, что в Латвии запретили богослужения.
Нет, понятно, что можно молиться в индивидуальном порядке, но в таком случае нет соборности и "сигнал", конечно, слабее.
Службы всех конфессий отменили атеисты из правительства. Хотя очень символично в данном случае, что и сам коронавирус - это вопрос веры: никто его не видел, но все в него верят.
А что теперь делать верующим? Молиться на Кариньша и Левитса? Но кто же им верит? Это уже было бы не только "гречкопадением", но и идолопоклонством. Хотя, если честно, именно сейчас верить нашему правительству хочется. Но молиться лучше Богу.
Боже, храни Латвию.