У посла потребовали данные о личных доходах: Штейнбука о банках Латвии и налогах

Латвии нужны инвестиции, а коммерческие банки неохотно кредитуют бизнес, потому что их кошмарят контролирующие органы, доходит до таких перегибов, что они даже у послов просят данные о личных доходах, рассказала глава Совета по фискальной дисциплине Инна Штейнбука
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

РИГА, 7 фев — Sputnik. Налоговую систему Латвии ждет коррекция, пока правительство окончательно не определилось, но одно из направлений – изменение льготной налоговой среды для микропредприятий, подтвердила в интервью "Открытому городу" глава Совета по фискальной дисциплине (СФД) Инна Штейнбука. Также она рассказала, почему, по ее мнению, не сработала прошлая налоговая реформа.

"Политики считаются с тем, что денег в бюджете не хватает, и одна из возможностей собрать больше — увеличить налоги, хоть такая мера очень непопулярна", - сказала Штейнбука. По ее словам, конкретных очертаний изменения в налоговой сфере пока нет, есть пакет разных предложений. "И мы хотим к середине февраля подготовить исследование о возможных сценариях налоговой реформы как через год, так и в перспективе, и оценить, как налоговые изменения могут отразиться на доходах и сбалансированности бюджета", - сказала глава СФД.

Экономист: люди в Латвии затянули пояса и озверели от налогов

Из конкретных предложений Штейнбука назвала только одно: изменениями льготной налоговой среды для микропредприятий.

Говоря о предыдущей налоговой реформе, которая проводилась в бытность министром финансов Даны Рейцниеце-озолы, Штейнбука отметила, что одним из ее направлений была стимуляция инвестиций за счет освобождения от налога на реинвестируемую прибыль. И это не сработало.

"Есть другие факторы, которые мешают притоку инвестиций, например, коммерческие банки весьма неохотно кредитуют предприятия", - отметила она, добавив, что одна из причин тут – строгие меры надзора.

"Даже невооруженным взглядом видно, что коммерческие банки, запуганные строгими мерами надзора, предпочитают не кредитовать коммерческие проекты, где усматриваются хоть небольшие риски, а хранить свободные деньги в центробанке и за это платить. То есть, они предпочитают платить за накопления, но не инвестировать, не рисковать. И это, на мой взгляд, один из тех факторов, которые нивелировали потенциально положительный эффект налоговой реформы. Ведь для того, чтобы народное хозяйство развивались, нужны кредиты", - сказала глава СФД.

Кариньш пообещал латвийцам безболезненное повышение налогов

Лона добавила, что коммерческие банки можно понять, "контролеры их сейчас кошмарят, а они, в свою очередь, вынуждены кошмарить своих клиентов".

"Да, потеря международного доверия к финансовой системе Латвии плохо отражается на экономике. В результате банки под давлением регулирующих учреждений используют драконовские меры по отношению к клиентам, даже в какой-то степени выполняют им не свойственную функцию полицейского. Клиентам сложно открыть счета, сложно осуществлять платежи и иные банковские операции, клерки проверяют все, что нужно и не нужно", - рассказала Штенбука и привела пример, о котором знает из личного общения.

"У меня есть знакомый посол из очень солидной европейской страны, у которого запросили данные о его личных доходах, что полностью противоречит международным дипломатическим стандартам. Что и говорить, есть такие перехлесты", - отметила она.

По ее мнению, это задача Банка Латвии - донести до контролирующих органов стратегическое значение коммерческих банков для роста экономики и опасность демотивации кредитования.

"Нужно понять, где происходят перегибы, почему они происходят — может, сотрудники банков, которые осуществляют контроль, не достаточно знают своих клиентов и всех стригут под одну гребенку. Словом, надо "перезагрузить" финансовую систему, заставить функционировать грамотно", - сказала Штейнбука.

Она добавила, что в Латвии очень низкая производительность труда, поскольку часто используются устаревшие технологии, не хватает инновационного подхода. "Короче говоря, производится не то, что является следствием технологического прорыва в росте производительности труда и что дает большую добавленную стоимость. Должны внедряться новые технологии, основанные на робототехнике, на искусственном интеллекте, а для этого нужны инвестиции", - сказала Штейнбука.