РИГА, 30 янв — Sputnik, Дмитрий Олейников. У латвийских банков выдалась тяжелая неделя. Хотя у них все последние годы жизнь не сахар, но чтобы повальные обыски? С привлечением спецназа полиции? Такого в латвийской банковской истории давно не было. Ну, если вообще когда-то было…
"Маски-шоу" в ABLV
Первым "пострадавшим" стал ABLV Bank, который принял решение самоликвидироваться еще в начале 2018 года. "В рамках уголовного процесса о легализации 50 миллионов евро" в офис банка нагрянули представители Генпрокуратуры, Службы финансовой разведки, Бюро по борьбе и предотвращению коррупции (БПБК), Службы госдоходов и Комиссии рынков финансов и капиталов. И "страховал" их всех спецназ Службы госбезопасности Латвии "Омега".
Всего, по данным прокуратуры, в течение 28 января было проведено около 20 санкционированных обысков в Латвии и за ее пределами. Позже стало известно, что обыски прошли в Беларуси. Согласно материалам уголовного дела, "организованная группа лиц из нескольких государств в период с 2015 по 2018 год занималась легализацией преступно добытых средств".
По данным СМИ, в рамках дела был опрошен бывший владелец ABLV Bank Эрнест Бернис (к нему никакой статус в деле не применен). Адвокат Берниса – Янис Карклиньш – сообщил журналистам, что ни по месту работы, ни по месту жительства Берниса не изымались какие-либо документы. Адвокат сообщил также, что "дело связано с иностранными клиентами банка, которые, возможно, занимались преступной деятельностью".
На сегодня задержаны два человека, к восьми лицам по начатому уголовному процессу применен статус лица, имеющего право на защиту, сообщила представитель прокуратуры Лаура Маевска. Одним из задержанных по делу, возможно, является Андрис Путниньш. В среду, 29 января, он был доставлен полицией в суд Видземского предместья Риги (где было принято постановление об аресте). Как отмечают в СМИ, он консультировал белорусских предпринимателей.
Странные совпадения?
На этой неделе стало известно о возможных задержаниях руководителей сразу нескольких предприятий по производству сахара в Беларуси. Среди задержанных могут быть и граждане Литвы. Возможно, это совпадение, однако прокуратура Латвии официально подтвердила, что обыски по делу о легализации 50 миллионов проходят и в Беларуси.
И еще одно совпадение – 16 января, буквально за неделю до упомянутых событий, премьер-министр Латвии Кришьянис Кариньш встречался с президентом Беларуси Александром Лукашенко.
…И еще четыре банка
В среду в Латвии продолжились процессуальные действия в коммерческих банках: сотрудники Управления по предотвращению экономических преступлений побывали в четырех финансово-кредитных учреждениях (помимо ABLV). Работа полиции была согласована с полицией Германии, а в результате были задержаны две персоны (но не арестованы). Один из них – иностранный гражданин, об этом сообщили в Госполиции. В банках были изъяты вещественные доказательства по делу.
Процессуальные действия велись в рамках дела, начатого по подозрению в легализации преступно нажитых средств. В СМИ звучат предположения, что средства проходили через Deutsche Bank.
По неофициальной информации, появившейся в СМИ, объектом интереса полицейских стали Rietumu bankа, Reģionālajа investīciju bankа, Industra Bank и BlueOrange Bank.
Представитель службы общественных отношений Industra Bank Марита Озолиня сообщила, что обыска в банке не было, но "несколькими днями ранее банк предоставил полиции необходимые документальные подтверждения по отдельным сделкам". По ее мнению, нет никакого основания считать, что эти сделки могли бы быть как-то связаны с банком или его работниками.
Ингрида Шмите из Управления корпоративными коммуникациями и маркетингом BlueOrange Bank сказала, что действия правоохранительных органов велись "в отношении одного клиента банка". Ни банк, ни его работники, по ее словам, также не связаны с этими операциями.
В Reģionāla investīciju banka заявили, что никаких процессуальных действий в банке не проводилось, в свою очередь, пресс-секретарь Rietumu banka Элеонора Гайлиш сообщила, что во вторник правоохранительным органам были выданы документы по одной из сделок. По ее словам, "подобную деятельность банк проводит регулярно, и это – стандартная для банка процедура". Никто из сотрудников банка, со слов Гайлиш, не задержан.
Сообщается, что проверки операций в вышеупомянутых банках никак не связаны с делом "о 50 миллионах" в ABLV.
Что говорят? Версии
Премьер-министр Латвии Кришьянис Кариньш, отвечая на вопросы журналистов по делу в ABLV, сообщил, что действия правоохранительных органов послужат доказательством того, что Латвия находится на правильном пути в вопросе предотвращения нелегальных финансовых сделок: "Я полностью доверяю нашим правоохранительным учреждениям. Если бы кто-то спросил меня, как выглядит очищение системы, я бы упомянул этот эпизод в качестве одного из примеров".
Судя по его словам, Кариньша не особо тревожит то, что правоохранительные органы проводят, по сути, массовую облаву на коммерческие банки и их (отдельных) клиентов. Возможно, для премьер-министра события движутся в правильном направлении.
Об обыске в ABLV журналисты государственного телевидения узнали весьма оперативно, и у прибывших на место была возможность сделать эффектные кадры. "Пропиарился" даже спецназ.
В феврале, буквально на днях, в Париже должно состояться пленарное заседание Moneyval. И хотя доклад о прогрессе Латвии в этой организации рассматривался в декабре, и выглядит он благоприятно для Латвии, Служба финансовой разведки сообщает, что пока "Латвия сделала лишь первые шаги, чтобы избежать включения в список FATF".
То есть за время до пленарного заседания нужно было продемонстрировать если не результаты, то хотя бы процесс. Что и было сделано с массовым участием прессы.
Тем более что и новая руководитель КРФК ранее публично заявляла о том, что еще несколько латвийских банков, традиционно работавших с нерезидентами, могут оказаться в сфере "усиленного внимания" со стороны надзорных организаций. Ну а по поводу ABLV официальная версия властей никогда не скрывалась – были приложены максимальные усилия, чтобы ликвидацией банка занимался не он сам, а лица, назначенные правительством.
Продолжение, очевидно, последует. Латвийской банковской системе нанесен еще один мощный репутационный удар, а клиентам банка – дан столь же выразительный сигнал.