Кто будет строить и управлять? Не станет ли Rail Baltica для Латвии "новым метро"

Министр сообщения Латвии Талис Линкайтис ответил на запрос депутатов "Согласия", интересующихся конкретикой стройки века – скоростной железной дороги Rail Baltica. А именно: кто будет ее проектировать, строить и обслуживать
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

РИГА, 14 янв — Sputnik. Оказалось, что "Разработку единых технических параметров Rail Baltica (RB) осуществляет инженерно–технический консультационный предприниматель Франции SYSTRA, который определяет главные технические параметры и соблюдаемые в разработке строительного проекта принципы", пишет газета "Сегодня".

Матрешка на рельсах

Относительно же строительства тяговой электросети и сигнализации акционерного общества RB Rail намерено осуществлять процедуру закупки, "в результате которой будет определен консультант с задачей разработки главных технических параметров и принципов вышеупомянутых систем".

Экономист предрек банкротство Rail Baltica

"Также все технические решения перед их согласованием рассмотрят как привлеченные к проекту технические эксперты, так и эксперты, сертифицированные Государственным контрольным бюро строительства, а также и так называемый "назначенный институт", который является единообразным экспертом европейского уровня, определяющим соответствие решений строительного проекта требованиям регулирующих нормативов железнодорожной процедуры Европейского союза".

То есть Rail Baltica выглядит как матрешка: верхняя оболочка есть "крышная" трехсторонняя структура, затем идут консультанты и эксперты, потом собственно проектировщики, затем производители оборудования и поездов и, наконец, эксплуатанты. Вопрос, конечно, появляется сам собой: если в Латвии до сих пор даже электрички для себя, любимых, годами не могут купить, то что же будет с конкурсными процедурами такого уровня сложности?

Чужая колея

RB будет иметь ширину европейской колеи 1435 мм, и, естественно, она будет отделена от российской в 1520 мм. Господин Линкайтис уверяет, что старые пути "в основном не будут затронуты, исключая отдельные места, где те на время будут перемещены, чтобы обеспечить непрерывное железнодорожное сообщение".

А вот что касается менеджмента, то тут все еще в тумане: "Дискуссия о модели управления инфраструктурой Rail Baltica между компетентными институтами балтийских государств проходит, однако конечного решения о модели управления и ее институциональных рамках не принято".

Rail Baltica еще не построена, а Латвия ее уже "обворовала"

В случае же Латвии, отмечает министр сообщения, "не рассматривается подход, где у инфраструктуры 1520–мм и 1435–мм рельсового пути есть один управляющий". То есть Латвийская железная дорога (LDz) к новому пирогу допущена не будет. Но как же тогда сделать то, что ранее обещал министр: "обеспечить необходимый уровень синергии, не допустить дублирования функций и достичь рационального использования ресурсов"? Ведь если для эксплуатации новой магистрали будет создана отдельная компания, то у нее будет все свое — от бухгалтерии до ремонтных бригад и справочной службы. А ведь действительно, специалистов–то взять неоткуда — или сейчас надо срочно открывать железнодорожные колледжи, либо смириться с завозом сотен, если не тысяч, иностранцев!

А ведь помнится, в конце 80-х годов прошлого века метро в Риге не было построено как раз из-за опасений о том, что для его строительства понадобится слишком много рабочих и специалистов из республик СССР.

Французский перевозчик

Талис Линкайтис предупредил депутатов парламента, что для RB придется пересмотреть также законодательную базу. "Существует также вероятность, что будет заключен межгосударственный договор... для ратификации которого будет необходимо принятое Сеймом решение". Все во имя исполнения решений Европарламента, "которыми создается единое европейское железнодорожное пространство".

Чубаров объяснил, почему Rail Baltica ждут убытки в ближайшие 50 лет

Пока же выгодополучателем процесса является французская инжиниринговая компания комплексных транспортных решений SYSTRA, принадлежащая государственным структурам и банкам, учреждение действительно солидное — создано в 1957 году, имеет 6700 сотрудников, а скоростные ж/д во Франции — одни из первых и лучших в Европе. Их проекты используют по всему миру — от Канады до Саудовской Аравии, Сингапура и Гонконга. Оборот в 2018 году составил 518 миллионов евро, из них 2/3 за границей.

Единственное отличие — все заказчики принадлежат богатейшим государствам мира, а не находятся в нижних строках рейтингов ЕС, как три прибалтийские республики. Может, наконец–то мы научимся соизмерять покупки со своими возможностями?