РИГА, 13 янв — Sputnik, Юлия Грант. Педагог престижной рижской латышской Агенскалнской гимназии и депутат Рижской думы Ивета Ратиника призывает коллег организовать общество взаимопомощи скептиков реформы образования, которая, по ее мнению, уже разрушила целое поколение школьников. "Отказ от тренировки памяти привел к тому, что умные рассуждения старшеклассников сводятся к переливанию из пустого в порожнее, если у них нет доступа к интернету или учебнику", - таков горестный вывод учителя с 11-летним стажем работы.
"Проверяла аргументированные эссе и увидела крах поколения во всей красе, - написала Ратиника на своей странице в Facebook. – Почему переход на "спасительную" в представлении многих систему "Школа – 2030" ничего не изменит по сути? В первую очередь потому, что запоминать надо будет еще меньше, классы станут еще больше, зависимость от приоритета технологий перед культурными и социальными предметами – еще значительнее. Об этом говорят и планы школ, как параллельно внедрить все "страшно новое" и параллельно две трети школы учить "по-старому", не превратив расписание в апокалиптическую пустыню (ибо учительские ставки по-прежнему считают по часам и другой информации нет). Поэтому никакого свободного выбора у учителя не будет даже в "больших школьных комбинатах", по крайней мере в ближайшие три года. Так называемые "корзины" программ продолжат уже существующие "профили", а свободный выбор будет невозможен, и, главное, его никто не собирается оплачивать. Ни одного серьезного разговора об оплате подготовки к урокам и разработки "креативных" программ силами учителей я не слышала, поскольку даже для добавки каких-то десяти евро к зарплате учителей для начала нужно уничтожить половину существующих средних школ. Ведь многим кажется, что количество учеников – важнейший критерий качества образования.
Что планирую делать сама? Работать с десятиклассниками и не начинать ничего нового, пока это новое не будет полностью прояснено, ибо за бесплатно устранять брак в работе так называемых экспертов я не собираюсь.
Реальная цель реформы, кажется, - работающий "в команде" середнячок, который не способен ни на что, стоит только отключить электричество".
Ратинику поддержали коллеги не только из школ, но и из вузов.
Дипломы третьесортных стран
"Бакалаврские рефераты сплошь плагиат и компиляции, - замечает преподаватель РТУ Фредерик Озолс. – На замечания отвечают: "А где мне еще информацию брать?" и "Я же сам не могу этого знать". Полностью потеряно понимание обучения и образования. Это больше не критическое восприятие знаний, не учение у других, но некритическое копирование и презентация. А если в твоей голове нет знаний, то не работает и критическое мышление, поскольку оно предполагает сравнение, оценку фактов и мнений. Такие люди не способны ни на какой творческий вклад или инновации. В независимой Латвии выросло уже целое поколение молодых профессионалов (нынешние тридцатилетние) – и каков его вклад в науку и творчество? Где все то, ради чего реформа предпринималась?
Речи министров и чиновников создают впечатление, что где-то в мире существует такая уникальная образовательная система, в которой можно стать умным и успешным без усилий в учебе. Приходи в школу, хорошо проведи время, поразвлекайся супертворческими методами - и все. Дома не делай ничего. Но так не бывает. Распространяя финскую систему, не упоминают, как много времени дети посвящают учебе! В Эстонии то же самое: они сохранили хорошую традицию и культуру образования. Никого не надо убеждать, что без серьезной учебы (включая домашние задания) ничего не будет. И это доказывают страны, показывающие лучшие результаты в исследованиях PISA, - Сингапур, Япония, Южная Корея. После уроков в школе немного спорта – и до ночи занятия продолжаются в частных образовательных центрах. Кто не может себе этого позволить – занимается дома сам. Тот, кто не делает ни того ни другого, обречен остаться без диплома о высшем образовании. Правда и там уже появилась инновация – европейский диплом из третьесортных западных стран. Для Латвии это вопрос выживания, я сам один из тех, кто зарабатывает в этой системе, но результат всем ясен.
Абсолютное большинство людей, не зная, о чем идет речь, хватаются за слово "компетенции". И родственное слово "компетентный". Если кто-то компетентен (например, врач), он хорош. И таковы "компетенции" в понимании тех, кто продвигает реформу. Однако никакой связи между компетенциями и компетентностью нет. К этому еще примешиваются "навыки", однако реформа содержания образования, основанная на навыках, прошла в 2000 году! Навыки – это не то же, что компетенции. Однако эти слова употребляют, не различая, не только обыватели, но и высшее чиновничество, и политики. Не понимать вопроса, но принимать по нему решение – это характерно для латвийского политического управления".
Даце Юдина-Нимане рассказала о своем опыте работы со студентами вуза: когда она уличила их в плагиате, они не только не устыдились, но и стали агрессивно настаивать на том, что "сами писали, собирали, думали". Пришлось раздать чистые листки бумаги и предложить на одной странице изложить краткое содержание написанного и продуманного. На этом коллизия закончилась: ни один из плагиаторов с этой простой задачей не справился…
Все боссы, кроме учителя
"Китайцы говорят: в классе один босс – учитель. У нас наоборот – единственный, кто не босс, это учитель, - замечает сельский педагог Андрис Упениекс. – Рецепт прост: надо больше заучивать, запоминать близко к тексту, потому что нетренированный мозг – это вата. А что касается министров, то когда кажется, что существующий руководитель не может быть более бестолковым, чем предыдущий, реальность преподносит сюрприз. Ну не может быть министром сущность, регулярно путающая качественные и количественные критерии!"
"Подход реформы хорош для среднего арифметического, для серости. Подход прожиточного минимума. Тот, кто хочет больше, будет учиться – причем старыми, давно известными способами", - соглашается Янис Вецкрацис.
"Да что вы! Как только заставляешь детей что-то учить, прибегают родители, которые слыхали, что все знания надо получать играючи, - и протестуют, что плохой педагог мучает их дитятко в нарушение закона", - напоминает Винета Миелава. "Нет времени выучить стихотворение, так как надо идти на тренировку. И домашние задания не нужны, все надо успевать в классе за 40 минут, конкурируя со священной коровой – смартфоном", - дополняет Вероника Рамане.
"Разве это не было целью? Главный ресурс общества потребления – идиот", - поддерживает Марис Юрьянс.
"Неужели учителя возьмутся в дополнение к множеству неоплачиваемых часов еще и разрабатывать новые учебные материалы в свободное от работы время? Не станут сопротивляться?" - спрашивает Ивета Симкус.
"Не подчиняться, пытаться доказать абсурдность реформы – это отнимает энергию, силы и время от ежедневной работы, - отвечает коллеге Сандра Крузе. – Я с 1991 года работаю в атмосфере непрерывных реформ, перемен и надежд. Больше надежды нет. Могу полагаться лишь на себя, свое умение работать со смыслом, игнорируя превалирующее мнение "все принимать легко, играть, главное, чтобы было интересно". Пытаюсь сохранять в себе эмоциональность и интерес к происходящему, ибо замученный, поникший учитель ничего не может дать ученикам. Это мой путь, невзирая на все безумные веяния вокруг, включая последнюю реформу".
Реформаторы без понятия
Учитель химии Алдис Андерманис напоминает, что на селе часть педагогов будет согласна с любой реформой, потому что остаться в 50-60 лет без работы – это конец. Вот 10 лет назад был проект Намсоне, ездили кураторы с курсами по стране, пили минералку и кофе, рассуждали про формальное и суммарное, должны бы быть плоды, но где они? Все зря, и опять нужно что-то новенькое.
"Оk, я могу рассказывать про тринитроглицерин, ввернув цитату из Ремарка, - иронизирует химик. – Но поймут ли меня те, кому я это рассказываю? Боюсь, что нет, ибо эти "твердые диски" пусты, на них запечатлелось лишь то, что они в виде клипов увидели на экране своих смартфонов… Ничего приятного в этом нет, но что-то не так в датском королевстве. Наш стиль жизни, культивируемый с 1991 года, по существу, служит лишь коммерции и определяется тем, что наши командиры и менеджеры хотят от нас получить. Плюс негативный отбор, который Латвия переживает в третий раз в истории. Сколько с момента восстановления независимости мы потеряли предприимчивых, активных людей в расцвете лет? Это же оказывает огромное влияние на качество популяции, и этот факт наши руководители избегают признавать и даже говорить об этом".
"У большей части инициаторов реформы понятия нет о школе. Есть большие идеи, пронырливость и 14 миллионов, - дополняет педагог 1-й Лиепайской гимназии Нормундс Дзинтарс. – Если в результате ничего путного не выйдет, не беда: главное - проект вовремя завершить. Ну нельзя и невозможно изучать родной язык так, как написано в образцовой программе для основной школы. Это противоречит методическим принципам изучения родного языка! Однако никаких возражений авторы проекта не слушают".
"Ну что за необразованность в министерстве образования, если даже не используется великолепная возможность помолчать? – иронически восклицает сельский учитель Андрис Упениекс. – Как только рот открывается, из него изливаются чиновничьи стерильно-дебильные поучения, у которых нет ни малейшей связи с реальностью… В свое время казалось довольно вызывающим экспрессивное выражение Гундарса Берзиньша - министра в кабинете Шкеле, – что в министерстве образования можно навести порядок, только взорвав его. Теперь уже не кажется…"