РИГА, 13 дек — Sputnik. Объем грузоперевозок между Россией и Беларусью в 2019 году снизился почти на 20%, до конца года планируется перевезти 58 миллионов тонн грузов против 70 миллионов тонн в 2018-м. Основная причина — перераспределение потоков, в основном в сторону порта Усть-Луга, сообщил начальник Белорусской железной дороги Владимир Морозов, передает "РЖД-Партнер".
В Москве 12 декабря состоялся круглый стол "Транзитный потенциал Республики Беларусь в обеспечении перевозок российских внешнеторговых грузов железнодорожным транспортом".
В ходе заседания Морозов сообщил, что по итогам работы за десять месяцев текущего года перевозки грузов в сообщении Беларусь — Россия составили 48 миллионов тонн, или 82,4% к аналогичному периоду 2018-го, в том числе транзит — 29,2 миллиона тонн (80,2% к 2018 г.). Вывоз из Беларуси в РФ — 9,7 миллиона тонн (82,2%), ввоз из России в Беларусь — 9,1 миллиона тонн (90,4%). До конца 2019-го между странами планируется перевезти 58 миллионов тонн грузов, в 2018-м было перевезено 70 миллионов тонн, в 2017-м — 62 миллиона тонн.
"Текущей год показал тенденции падения перевозок грузов между Россией и Белоруссией, основной объем — это уголь, которого мы потеряли 5,5 миллиона тонн, снижение составило 23%, основная причина — перераспределение потоков, в основном в сторону порта Усть-Луга", — сказал Морозов.
Он отметил, однако, что сохраняется потребность в перевозке угля "по наземным пунктам пропуска". "Мы должны создавать и технические, и документационные возможности для грузоотправителей", — заключил Морозов.
Напомним, цены на уголь в Азии сегодня выше, чем в Европе. В этой ситуации российским производителям угля выгоднее использовать восточное экспортное направление: дешевый рубль позволяет играть с ценой и предлагать азиатскому рынку уголь высокого качества по цене ниже, чем у остальных производителей, и выигрывать за счет объемов.
Однако на восточном направлении имеются инфраструктурные ограничения. Еще не завершен даже первый этап модернизации Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей. Чтобы разгрузить направление и переориентировать потоки груза угля в другие порты, компания РЖД ввела понижающие коэффициенты.
Российские угольщики с 1 октября получили от РЖД скидку на перевозку груза в направлении экспортных портов Северо-Запада под гарантии объема отгрузки не менее 15,9 миллиона тонн до конца года.
Ранее аналогичная скидка была введена в направлении портов Азово-Черноморского бассейна. Как сообщал глава РЖД Олег Белозеров, эта мера сразу дала эффект: прирост отгрузки угля в направлении портов АЧБ вырос на 30%.
Низкие цены на уголь в Европе и переориентация экспорта на Балтике в российские порты значительно повлияла на Рижский порт, в котором уголь занимает доминирующее место в структуре грузооборота. По данным за январь — ноябрь, перевалка угля в Рижском свободном порту сократилась на 25,9% по сравнению с тем же периодом прошлого года — до 9,593 миллиона тонн.