РИГА, 1 дек — Sputnik. Латвия вступила в Шенгенскую зону в 2007 году, и ее жители пользуются преимуществами свободного передвижения по 26 странам Европы по полной программе. Но все хорошее когда-нибудь заканчивается. Над Шенгеном нависла серьезная угроза, пишет латвийская газета "Сегодня".
Сказке приходит конец?
Ваш автор помнит, как он добирался из Риги в Париж на автобусе в 1990 году. Четыре границы с многочасовым (иногда и многосуточным) стоянием в очередях. Мрачные пограничники со злыми собаками, досмотры, проверки документов, объяснения, вытаскивание багажа, запихивание его обратно, прочие "радости". Хорошо хоть тогда совсем недавно открыли границу между ФРГ и ГДР, это было небольшое облегчение.
А что сейчас? Сел в машину — и через 13–15 часов ты уже в Берлине, причем по дороге тебя ни разу никто не остановил и ничего от тебя не потребовал. Увы, эта сказка скоро может остаться в прошлом.
Проблемы начались в 2015 году. Если помните, это был год рекордного наплыва беженцев. Больше всего их приняла Германия — почти миллион. Даже Латвии пришлось принять небольшое количество мигрантов, несмотря на все сопротивление общества и ряда политических сил. Большинство переселенцев, как известно, в ЛР надолго не задержалось. Едва получив статус беженца или альтернативный статус, эти люди поспешили уехать в более благополучные государства. Преимущественно в ту же Германию. Но осадок, как говорится, остался.
Временно — это надолго
Именно в том 2015 году страны Шенгенского соглашения начали надолго вводить временный контроль на своих границах, благо подобные меры договор предусматривает. До недавнего времени это случалось редко, в основном в случае заранее намеченных мероприятий, таких как спортивные соревнования или политические конференции: Португалия, например, осуществляла пограничный контроль во время саммита НАТО в Лиссабоне, а Дания — во время климатической конференции в Копенгагене. Проверки такого рода обычно длятся всего несколько дней и запланированы загодя.
После вступления Латвии в Шенгенскую зону страна один раз возобновляла полный пограничный контроль. Это случилось в 2010 году — с 24 мая по 1 июня. В этих числах в стране проходила весенняя сессия Парламентской ассамблеи НАТО.
Эстония же, например, возвращала пограничный контроль в сентябре 2014 года во время визита в страну президента США Барака Обамы. И тоже только на пару дней.
Осенью 2015 года Австрия, Германия, Словения и Венгрия ввели контроль в связи со "значительным притоком лиц, ищущих международной защиты". Это был первый случай, когда миграция была указана причиной для пограничного контроля.
"Вскоре после этого шесть членов Шенгенской зоны начали внедрять контроль на более длительные периоды времени. В качестве причины Австрия, Германия, Дания, Швеция и Норвегия назвали миграцию. Шестая страна, Франция, впервые восстановила пограничный контроль в ноябре 2015 года, после терактов в Париже, сославшись на террористические угрозы. Сегодня, четыре года спустя, меры контроля все еще действуют во всех этих шести странах, которые вновь и вновь продлевают их: 12 ноября 2019 года срок контроля был продлен еще на полгода" — об этом пишет Deutsche Welle.
ЕС закрыл глаза
Временный контроль необязательно означает, что полиция проверяет паспорта всех, кто пересекает границу. Германия, например, ведет наблюдение только за некоторыми пограничными переходами в Австрию и обратно и более интенсивно проводит выборочную проверку личных документов в приграничных районах. В 2017 году правительство Швеции прекратило систематическую проверку всех путешественников на датско–шведской границе и перешло на выборочные проверки и автоматизированные системы наблюдения.
Получается, что угроза чрезмерной миграции и терроризма давно миновала, а странам идея отгородиться от внешнего мира показалась настолько привлекательной, что они даже готовы нарушить международное соглашение.
Дело в том, что правила Шенгена позволяют проводить проверки в течение не более двух лет, а этот срок давно истек. Но все пока делают вид, что этого не замечают. Например, Еврокомиссия не хочет привлекать государства–члены к ответственности. Правда, в мае 2018 года Европарламент официально осудил этот подпольный погранконтроль. Но сделать он ничего не может, реальной власти у ЕП немного.
В колее
Хуже того, в сентябре 2017 года Еврокомиссия предложила внести поправку в Шенгенский пограничный кодекс, предусматривающую увеличение максимально возможной продолжительности проверок до трех лет. То есть по сути мы имеем дело с попыткой медленного сворачивания всей идеи Шенгенского соглашения.
Очевидно, властям стран Шенгена понравилось держать на замке свои границы, и они хотят этот порядок закрепить. Еще на чуть–чуть. И еще. И еще. Ну а потом и весь Шенген можно будет сворачивать, уже по факту. Кого интересует комфорт передвижения? У политиков с этим проблем не бывает в принципе, ну а население перебьется. Лишь бы какой мигрант не просочился, или того хуже — террорист.
Да и что сказать — политически это укладывается в нынешние рамки развития. Если раньше люди радовались разрушению стен, то сегодня многие ратуют за их усиленное строительство. Одна только стена Трампа на границе с Мексикой чего стоит. Дезинтеграционные процессы набирают силу, и когда они остановятся, мы пока не знаем. Подождем как минимум Brexit и последующего выхода Шотландии из состава Соединенного Королевства.
Возможно, дождемся и распада Испании.
Миграция ослабела
Ну а что миграция, из–за которой весь сыр–бор и разгорелся? Число людей, незаконно пересекающих внешние границы Европы, значительно сократилось после того, как в 2015 году был принят ряд мер по укреплению внешних границ Европы: в 2016 году служба Frontex была значительно расширена и стала Европейской службой пограничной и береговой охраны, ЕС и Турция подписали соглашение о снижении давления на Грецию, а на шенгенских границах были созданы более интеллектуальные информационные системы и прочие механизмы.
В итоге в 2018 году на маршруте через восточное Средиземноморье было зарегистрировано 56 тысяч 561 незаконное пересечение границы, в связи с чем Берлин выразил беспокойство. Между тем это значительно меньше пикового значения в 800 тысяч в 2015 году.
Не дотягивают беженцы теперь и до Латвии. Ну или скажем так: большинство не дотягивает. В 2018 году власти ЛР получили только 175 новых заявлений на предоставление убежища. В 2017 году таких заявлений было 355, в 2016 году — 345, в 2015 году — 330, в 2014 году — 365, в 2013 году — 185.