Транзит

В Латвии признали, что прицельно уничтожают русскоориентированные компании

Латвия не смогла, кроме IT-сектора, создать такую промышленную среду, которая давала бы долгосрочный доход государству, а не отдельным владельцам активов, заявил Хенрик Данусевич
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

РИГА, 25 ноя — Sputnik. В Латвии сегодня развиты отрасли IT и деревообработки, крупные промышленные предприятия были закрыты после вхождения республики в ЕС по национальному признаку – они были русскоориентированными. Сегодня стране помогает держаться на плаву европейское финансирование, заявил президент Латвийской ассоциации торговцев Хенрик Данусевич в интервью YouTube-каналу "Первый казацкий".

"Когда мы вошли в ЕС, конечно, мы там "бедные родственники", наша страна третья с конца, хуже нас только Болгария и Румыния. Мы постоянно получаем финансовую поддержку от ЕС, которую, кстати, получает и Украина, и это помогает Латвии на сегодня держаться хорошо на плаву, - сказал Данусевич. - Было плохо, что, когда мы восстановили национальную независимость, было решено закрыть ряд промышленных предприятий, которые давали довольно большой доход государству, но они были русскоориентированы, то есть были созданы россиянами, и в основном там рабочие были русские. По национальному признаку эти заводы были закрыты, и мы много потеряли и электронной промышленности, и тот же ВЭФ, и другие предприятия.

На сегодня латвийская экономика держится в основном на IT-технологиях, которые у нас довольно развиты, и на лесообработке… Остальное – это мелкие отрасли промышленности, которых недостаточно для нормального, стабильного государства без внешней поддержки".

Данусевич добавил, что в Латвии, конечно, осталась пищевая промышленность – ресурсы у страны большие, природа чистая, но это не товары широкого экспорта, кроме того, у Латвии есть сильный конкурент в виде Литвы, которая большинство, например, молочных продуктов делает дешевле и лучше.

"За счет того, что во время развития предприятий, когда были инвестированы европейские деньги, у нас государство создало очень много предприятий, где производственные мощности были загружены на 30-40 процентов и, исходя из этого, продукт получался намного дороже. Кроме того, консолидация у нас происходила медленнее и как-то неравномерно – вот есть один большой молочный концерн и потом пара средних концернов, и мы не сумели создать такие хорошие продукты, как, например, литовский сыр "Джугас", который уже вышел на мировой уровень, можно сказать. А у нас на сегодня даже нет твердого сыра, который я могу предложить на украинский рынок. Есть мягкие сыры, но они не являются такими качественными, чтобы их можно было предложить в группе "эконом +". А в "дешевой" группе они проигрывают конкуренцию с Польшей", - рассказал Данусевич.

Если клиенты из РФ – то вам на самоликвидацию: бизнес в Латвии не знает, как выжить

В продолжение "продуктовой" темы Данусевич ответил на вопросы о знаковых латвийских продуктах: шпротах и бальзаме – едят ли их сами латвийцы или это "фишки" на экспорт.

"В Латвии любят рыбу – не только шпроты, но также довольна популярна селедка. Не знаю, почему мы сюда так мало экспортируем селедку, возможно, это тоже мог бы быть ходовой товар. Говоря про бальзам, эта отрасль развивается, делая новые современные бренды, например, на черной смородине, сейчас и водку делают похожую. Но еще есть хороший экспортный продукт, который и здесь нормально продается, – это пиво. В основном это все. Есть еще чипсы, которые мы экспортируем, шоколад Laima был – сейчас его купил норвежский концерн", - сказал Данусевич.

Что касается еще одной важной для Латвии отрасли – транзита, то и тут литовцы сработали лучше, считает Данусевич.

"Литовцы лучше договариваются с соседями. Клайпедский порт, к сожалению, сейчас лучше сотрудничает с Минском, по сравнению с Вентспилсом и Лиепаей, которые являются альтернативными путями для выхода белорусских товаров в Европу или китайских - в Европу и Скандинавию", - сказал Данусевич.

По его словам, Латвия не смогла, кроме IT-сектора, создать после восстановления независимости такую промышленную среду, которая давала бы долгосрочный доход государству, а не отдельным владельцам активов.

В настоящее время в Латвии продолжают принимать законы, которые обслуживают интересы определенных групп. Партии, когда приходят к власти, "отрабатывают" спонсорские деньги, имеется и влияние экономических групп и предприятий на законодательный процесс". У нас недавно приняли закон о системе депозита тары. Там, конечно, скандинавский капитал очень вложился, и другой капитал пока неизвестного мне происхождения, который является альтернативой скандинавскому. Они вместе "сделали" закон по депозиту и сейчас будут бороться, кто из них будет хозяйничать и получит 80 миллионов евро, которые планируется вложить в развитие этой системы", - привел пример Данусевич.

От гордости остались только шпроты и трикотаж: Латвия убила промышленность ради ЕС и НАТО

Он отметил, что в каждом законе можно проследить подобное влияние.

Если говорить о налоговой политике – то тут изменения больше отвечают политическим государственно-аппаратным интересам, считает Данусевич.

"У нас очень большой государственный аппарат, и треть рабочих кормит бюджет. Исходя из этого, интересы людей, которые работают в "бюджете" превалируют над интересами развития предпринимательства. И налоговая политика на сегодня довольно недоброжелательна к предпринимателям" , - сказал Данусевич.

Также он упомянул в своем интервью курс властей на политическое ограничение сотрудничества бизнеса с Востоком – например, сегодня определенные банки закрывают счета предприятиям, у которых экономическая деятельность в основном связана с восточными рынками. При этом бизнес выступает за то, чтобы не обострять отношения с РФ без необходимости.

"Здесь нет логики, просто политический диктат, возможно, интересы других стран – закрыть Латвию как банковский доходный сектор, который отнимает доход у других финансовых групп. Это особенность латышских чиновников и политиков, которые очень слушаются тех, кто дает маленькие или большие доходы или должности в ЕС, или определенные льготы", - сказал Данусевич.