Русскую медсестру уволили, врач сам ушел: как лечиться сельчанам в Латгалии

В некоторых населенных пунктах Латвии бригады "неотложки" работают только днем, но если закрыть еще и медпункт - жителям останется только надеяться на "скорую" из соседних городов или добираться до больницы самим - по "фронтовым" дорогам
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

РИГА, 16 окт — Sputnik. Фельдшерский пункт закрывают, медсестру уволили из-за незнания латышского, а "скорая помощь" может приехать только днем: в такой ситуации оказались жители села Рундены Лудзенского края. О том, как они выходят из положения, рассказала Латгальская студия Латвийского радио 4.

Больше года назад сотрудники "скорой" помощи в Рунденах Лудзенского края, Вараклянах и одна из четырех бригад медиков в Резекне начали работать не в круглосуточном режиме, как раньше, а только днем. Руководство СНМП подчеркивает, что цель изменений — гарантировать, что служба может реагировать в дневные часы. День — это время, когда приходит 80% вызовов и когда персонал не заинтересован работать, поскольку за ночные смены полагается прибавка.

Центр госязыка не требовал уволить медсестер за незнание латышского

Журналисты отправились в Рундены, чтобы выяснить, как изменения повлияли на доступность медицинской помощи.

Ночные вызовы в поселке сейчас обслуживают другие бригады, находящиеся в окрестностях. От Рунден до ближайшего медицинского учреждения в Лудзе, Зилупе или Дагде примерно одинаковое расстояние – около 30 километров, до ближайшей больницы в Резекне – примерно 45 километров по асфальтированной дороге и около 15 - по грунтовой.

Как рассказали местные жители, ажиотаж и тревога из-за сокращения времени работы бригад "скорой помощи" утихли.

"Смирились люди, наверно. Обычно всегда так. Но собирали подписи, чтобы оставили "скорую помощь" ночью, но сейчас нет проблем, не знаю… Иногда если наша "неотложка" бывает занята, приезжают откуда-то еще на вызов к людям – из Дагды, Зилупе к людям едут", - рассказала продавщица Валентина.

Она отметила, что когда людям надо в больницу, они едут на автобусе или просят кого-то подвезти. "Как иначе, сейчас людей-то здесь осталось уже мало", - добавила она.

По словам медиков из дежурной бригады "скорой" в Ранденах, главное для них не расстояние до пациента, а качество сельских дорог. Однако "неотложка" в основном укладывается в норму по времени прибытия.

"У нас вокруг много пунктов, которые оснащены бригадами, и мы друг друга прикрываем. Вне зависимости от того, мы работаем в день или в ночь – у нас все так спланировано, чтобы люди не остались без помощи", - рассказала врач Дарья.

Однако рунденцы озабочены еще одной проблемой - буквально на днях в поселке закрывается медпункт.

"Вообще у нас сейчас плохо — медпункт закрывают, семейный врач уходит на пенсию. Медсестру сократили — потому что латышского языка не знает. Как теперь будет, не знаю", - обеспокоена местная жительница Антонина.

Однако глава Рунденской волости Александр Сован заверил, что ситуация будет разрешена, практика семейного врача сохранится, и пациенты без помощи не останутся.

В Латвии можно попасть к врачу сразу - или через полтора года

За последние годы в Латвии значительно сократилось количество дипломированных медиков, не хватает и врачей, и медсестер, и акушерок. Только в Службе неотложной медицинской помощи, по состоянию на август 2019 года, было открыто 587 вакансий, или 20% от общего числа необходимых специалистов. В том числе 460 – лечащий персонал, из-за чего "скорая" не могла укомплектовать 51 бригаду. При этом всего в латвийской "скорой" 190 бригад.

Ситуация остается сложной из-за недостаточного финансирования, молодые специалисты не заинтересованы оставаться в Латвии по причине низких зарплат. В свою очередь предложения облегчить условия приема на работу медицинских работников из третьих стран не нашли поддержки в правительстве.

При этом президент Латвийского общества врачей Петерис Апинис выразил уверенность, что Латвии даже и при включении медицинских специальностей в перечень профессий, представителям которых облегчен прием на работу в Латвии, стране не грозило бы нашествие врачей из-за рубежа. Причина — сложности с освоением латышского языка. По его словам, врач, который не владеет ни русским, ни латышским языками, "сначала столкнется с языковым барьером, потом ему придется сдавать экзамен по латышскому, пересдать экзамен по медицине, поучиться здесь в резидентуре. В итоге пройдет уже 10 лет, пока он получит разрешение на работу в Латвии".