РИГА, 15 окт — Sputnik. Переезд в Латвию для Кирилла Иванова обернулся настоящей жизненной трагедией, о которой он решился публично рассказать в Facebook. Больную престарелую тещу мужчины, страдающую деменцией, местные эксперты признали способной выучить латышский язык и сдать экзамен на получение ПМЖ.
Чтобы получить законное освобождение от экзамена для тещи мужчине пришлось пройти круги ада, но в итоге ему все-равно отказали. И теперь он вынужден объявить голодовку.
По словам Кирилла, его семья переехала из Москвы в Латвию в 2013-2014 годах. В Латвию вместе с Кириллом переехала не только его супруга, но и их родители, а также кошки и собака.
"Собственно, последующие пять лет были прекрасны – у нас родилась дочь, мы практически впервые просто жили, как-то по-человечески что-ли, мы могли планировать что-то за полгода вперед, ну такая вот цивилизованная жизнь. В начале 2019 года мы с женой получили (ок, жена получила, я пока нет) вместо временных видов на жительство – постоянные. И пришло время тоже самое делать для моей тещи и моих родителей", - рассказывает автор поста.
К тому моменту теща Кирилла уже страдала тревожными расстройствами, пила серьезные таблетки и в общем и целом за эти пять лет в Латвии умудрился дойти до состояния крайне слабой адекватности или, говоря медицинским языком, до старческой деменции.
"Человек ходил по кардиологам, проктологам, гастроэнтерогологам, - искал все болезни. То есть речи об адекватности никакой. На данный момент после перелома – еле ходит, с ходунком, все остальное только усугубилось, увы. И вот есть такая процедура в латвийской системе получения видов на жительство – изучение и сдача экзамена по государственному языку. Оно и понятно и нормально. Но вместе с тем есть совершенно отвратительная процедура по освобождению от изучения и сдачи последнего. Вкратце – ты должен пройти врачебную комиссию, которая выдает заключение о твоей способности что либо изучить и сдать экзамен", - объясняет Кирилл.
Никаких препятствий для изучения языка
Таким образом, первого апреля 2019 года автор поста решил пройти врачей, чтобы получить заключение для тещи и направился с ней в больницу "Бикирниеки" к неврологу. Осмотр закончился направлением на томограмму, а дальше визитом к клиническому психологу. Затем ожиданиями, визитами к реабилитологу и снова ожиданиями, так как реабилитолог и никто иной выписывает справку освобождающую от сдачи экзамена.
На походы по врачам мужчина потратил примерно полтора месяца.
"Самое главное, что я вынес для себя из этого опыта - все врачи знают, что занимаются полной ерундой. Как сказал мне кто-то, ну ладно 60 лет еще что-то можно просить, но 70 и дальше! То есть это просто такая вот система, типа мы тебя освободим, но сначала помучайся", - приходит к выводу автор.
"Но это, как оказалось, было только начало эпопеи - вначале моя семья подала документы в Управление по делам гражданства и миграции (УДГМ) и буквально через пару недель стало твориться что-то странное", - продолжает он.
По словам Кирилла, теще стали приходить письма из Инспекции здравоохранения - сначала эксперт Янис Бушс потребовал выписку от лечащего психиатра, затем попросил полную историю болезни, а потом просто пропал.
На вопросы о задержке ответа, эксперт ссылался на занятость и нехватку кадров, а в сентябре прислал ответ, что проведенная им экспертиза не выявила никаких препятствий для изучения языка и сдачи экзамена. Это известие повергло семью Кирилла в шок.
"Я не буду описывать наше разочарование и шок, шок врачей, которые писали эксперту бесконечные выписки. Для всех очевидная вещь, что человека в 70 лет, с деменцией, с тревожными расстройствами, с уже вполне стандартными для ее возраста старческими болезнями (тоже влияющими на когнитивные функции) научить языку и еще и заставить сдать крайне нервозный экзамен - невозможно", - сообщает Кирилл.
Позже эксперт объяснил причину: ему не понравилось, что в справке врач написал деменция, а лечащий психиатр не написал деменция.
После чего Кирилл снова повез тещу к клиническому психологу, которая должна была выдать уже свежее заключение о том, каково состояние пациентки. К тому моменту у тещи на фоне стресса начались серьезные проблемы со здоровьем, и она оказалась в больнице.
Чуда не случилось
В полном отчаянии семья обратилась в УДГМ. Там им ответили, что нужно получить бумаги от лечащего врача и принести их прямо им. На основании этих бумаг будет сделан новый запрос в Инспекцию здравоохранения и тд. и т.п. По словам Кирилла, он начал получать новые бумаги, платил за новые визиты и осмотры и, наконец, достал бумагу от лечащего психиатра, где было четко сказано и про деменцию и про то, что за полгода с прошлого осмотра и освидетельствования пациентке стало значительно хуже.
Однако 14 октября семья получила письмо от УДГМ с отказом, за авторством некой госпожи Чуды, в котором не учитывались никакие новые обстоятельства и жалобы на то, что вытворял эксперт все лето и часть осени. Ивановым дали время до 14 ноября, а дальше теще предложили либо убираться, либо получать временный вид на жительство.
"Я не вижу иного способа привлечь внимание к проблеме, как перевести ее обсуждение в публичное поле. Сам я человек глубоко непубличный, поэтому вариантов у меня не так много. Семья моя – я, супруга, дочка 4 лет. У нас на попечении трое стариков. Мои родители и мама супруги. Нет никаких нянь, мы не нувориши, жизнь наша крайне скромна.
Итак, я объявляю голодовку. Я увы не могу сидеть всегда дома или у дверей ПМЛП (УДГМ - прим. ред.), супруга работает в офисе, я занимаюсь хозяйством, ребенком, стариками. Я хочу, даже требую, чтобы кто-то за что-то отвечал, а не отмахивался от меня за мои же деньги, чтобы НАКОНЕЦ появились четкие сроки, ВМЕНЯЕМЫЕ ответы, АДЕКВАТНЫЕ люди дали бы оценку происходящему. Хочу чтобы страна знала героев, живущих на наши деньги, наши налоги, при этом вытворяющих такое", - резюмирует Кирилл Иванов.