Год после выборов в Сейм: к чему пришла коалиция

Какой сложный выбор предстоит "Новому Единству", каким будет закат KPV LV и почему голосование по отставке Илги Шуплински покажет, что важнее: региональная реформа или сплоченность коалиции
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

РИГА, 8 окт — Sputnik, Андрей Солопенко. Результаты выборов 13-го Сейма показали, что жители Латвии хотят перемен, недовольны правящими партиями и желают прихода в правительство новых сил.

Через год после голосования ситуация изменилась: любимые народом новички сильно растеряли доверие избирателей, а "старые" партии, наоборот, стали постепенно возвращать свою популярность.

Возрождение "Единства"

Перед парламентскими выборами рейтинг некогда ведущей правящей партии "Единство" составлял лишь 3,8%, и среди многих кандидатов в депутаты совсем не было уверенности, что они смогут переизбраться в новый Сейм. Из-за внутренних конфликтов эта партия уже не пользовалась популярностью у избирателей, и некоторые эксперты не исключали, что результаты голосования для этой политической силы могут оказаться фатальными. Особой надежды на ребрендинг, в ходе которого "Единство" назвалось "Новым Единством", тоже никто не возлагал.

"Первая ласточка": Союз зеленых и крестьян теряет депутата Сейма

После подсчета голосов оказалось, что партия сумела сохранить некоторую часть своих сторонников, и этого количества хватило для прохождения в парламент, пусть и с довольно скромными результатами. "Единство" пусть и потеряло более половины фракции, однако сумело получить 6,69% голосов и провести в 13-й Сейм восьмерых депутатов.

Остальные правые партии получили значительно больше голосов, но не смогли договориться о кандидате в премьер-министры, так что в итоге этот пост достался "Новому Единству", которое вместе с ним получило и должность министра финансов. После того как партия встала во главе кабмина, ее рейтинги стали быстро расти, и в сентябре нынешнего года поддержка "Нового Единства" составила 8,3%, что является вторым результатом среди всех коалиционных сил.

С возвращением популярности "Новое Единство" начало и прирастать депутатами. Не так давно в партию "Единство" вступила избранная по списку Союза зеленых и крестьян Анда Чакша. Правда, регламент Сейма запрещает ей менять фракционную принадлежность, и в данный момент она считается независимым депутатом, но ей ничего не мешает голосовать совместно с "Новым Единством", тем самым отстаивая его интересы.

Закат KPV LV

А вот партия KPV LV, которая имела оглушительный успех на парламентских выборах, получила поддержку 14,25% избирателей и создала фракцию из 16 депутатов, в сентябре набрала лишь 2,8%. Данная политическая сила привлекала население своими яркими популистскими лозунгами и серьезно претендовала на то, чтобы возглавить правительство. Однако в итоге кабинет министров под ее управлением так и не был создан.

Опасаясь остаться в оппозиции, KPV LV согласилась пойти в коалицию под руководством "Нового Единства" – партии, которую перед выборами она постоянно критиковала. Также из KPV LV был исключен один из лидеров данной политической силы депутат Сейма Алдис Гобземс, несогласный с этим решением. За ним вскоре последовали трое его сторонников. Избавившись от наиболее критически настроенных парламентариев, KPV LV из громкого оппозиционера превратилась в прагматичного коалиционного партнера.

Пиар или расчет: чего хотят независимые депутаты Сейма, создавая новую группу

Согласившись на работу в правительстве, партия сильно растеряла поддержку населения, а уход четверых депутатов Сейма лишь ускорил ее падение. Весной KPV LV не смогла собрать достаточное количество делегатов, чтобы провести съезд, что явно говорит о серьезных проблемах.

В будущем ее может ожидать еще один очень сильный удар, если Генеральная прокуратура потребует выдачи Артусса Кайминьша, который подозревается в организации незаконного финансирования партии.

В таком случае он будет лишен депутатской неприкосновенности и не сможет голосовать на заседаниях Сейма, как это уже происходит с председателем фракции Атисом Закатистовым. Возможно, оставшись без руководства, нынешние депутаты Сейма от KPV LV могут покинуть фракцию и присоединиться к другим партиям. Подобный вариант не исключает политолог Филипп Раевский, отмечая заинтересованность "Нового Единства" в привлечении этих людей, что, несомненно, ускорит закат KPV LV.

Давление НКП

Сложным партнером для "Нового Единства" является еще одна новоизбранная в Сейм политическая сила – Новая консервативная партия, которая тоже претендовала на роль главы правительства, но не смогла получить эту должность. Согласившись на работу в кабмине под руководством Кришьяниса Кариньша, НКП не смирилась с потерей и стала постоянно давить на других членов коалиции, желая получить выгодные для себя решения.

Исход бюджетной битвы: победило "Новое Единство", НКП достались обещания

Однако подобная тактика раскачивания правительственной лодки и игр во "внутреннюю оппозицию" оказалась неудачной, что фиксирует снижение рейтинга НКП. После выборов в Сейм партия получила 13,59% голосов и 16 депутатских мест, однако ныне ее поддержка составляет всего лишь 7,2%. Если бы выборы в новый парламент произошли в прошлом месяце, то ее парламентская фракция стала бы значительно меньше.

Следует отметить, что за последние четыре месяца рейтинг Новой консервативной партии вырос примерно в полтора раза. Все это показывает, что ее еще рано списывать со счетов и остальным членам правительства придется считаться с эскападами ее лидера Яниса Борданса, возглавляющего министерство юстиции. Борданс не скрывает желание поставить лояльных ему людей на руководящие посты во многих силовых ведомствах и не гнушается ультиматумами, чтобы добиться этих целей.

Так что давление НКП и угрозы выйти из правительства будут продолжаться, ведь невозможность достичь своих обещаний партия будет компенсировать громкой риторикой.

Однако, как предполагает политолог Оярс Скудра, до практических действий дело, скорее всего, не дойдет. По мнению эксперта, Борданс понимает, что если он все же решит уйти из нынешнего кабинета министров, то именно его обвинят в развале с таким трудом созданной коалиции, что явно негативно скажется на и так не слишком высоком рейтинге НКП.

Планы СЗК

Устав от постоянного давления НКП, Кришьянис Кариньш может вынудить их выйти из правительства и заменить куда более прогнозируемым Союзом зеленых и крестьян, с которым его партия долгое время работала в одной коалиции. На выборах 13-го Сейма СЗК сильно растерял поддержку избирателей и в октябре прошлого года его рейтинг составил 5,4%, однако сейчас его популярность значительно выше (8,4%), что говорит о возвращающемся доверии населения к этой политической силе.

Попав в оппозицию, СЗК начал методичную работу по критике правительства. Не так давно они подали законопроект об отставке министра образования Илги Шуплинской, считая, что она продемонстрировала некомпетентность и нежелание сотрудничать с представителями отрасли, а также разрушила репутацию Латвийского университета, приняв противозаконное решение не утверждать в должности ректора ЛУ Индрикса Муйжниекса. Латвийский суд отклонил это решение, СЗК выразил уверенность, что министр должна взять на себя ответственность за случившуюся ситуацию.

Умеют ждать: какие министерские портфели нужны СЗК

Сама Шуплинска заявила, что не уйдет в отставку, а Янис Борданс указал, что если партнеры по коалиции будут требовать он нее подобных действий, то его партия выйдет из правительства. В то же время это дает прекрасный повод остальным правящим партиям избавиться от постоянного бузотера, ведь факт некомпетентности министра от НКП налицо, да и Кришьянис Кариньш в целом скорее выступал в поддержку Муйжниекса на посту ректора, чем желал его ухода.

"Новое Единство" сейчас находится на развилке, от его решения зависит судьба правительства. Правда, этой партии, да и другим коалиционным силам также следует помнить, что если НКП все же будет заменена на Союз зеленых и крестьян, то о реализации административно-территориальной реформы в ее теперешнем виде придется забыть, так как СЗК выступает категорически против нее. Голосование в Сейме по отставке министра покажет, что важнее – реформа самоуправлений или сплоченность коалиции.

Ящик Пандоры и большие деньги: грядут ли перемены в территориальной реформе>>