06:19 13 Ноября 2019
Прямой эфир
  • USD1.1015
  • RUB70.4859
Витраж с картой Латвии

Ящик Пандоры и большие деньги: грядут ли перемены в территориальной реформе

© Flickr/ John Lord
Новости политики Латвии
Получить короткую ссылку
Административно-территориальная реформа: оптимизация или дискриминация (43)
127

Пока самоуправления готовятся судиться против реформы, правящие партии предвкушают раздел крупных бюджетов; почему и богатые, и бедные муниципалитеты недовольны начинаниями Пуце, возможны ли уступки и в каком случае реформа может обратиться в хаос

РИГА, 25 сен — Sputnik, Андрей Солопенко. Депутаты Озолниекского края заявили, что готовы обратиться в Конституционный суд, так как большинство жителей не желает объединения муниципалитета с другими территориями. Подобные взгляды высказал и мэр Лиепаи, который против присоединения к городу соседних краев.

Такие протесты могут изменить план грядущей административно-территориальной реформы, под которую правительство планирует выделить самоуправлениям значительные суммы денег.

Половинчатые реформы

После возобновления независимости Латвии в 1991 году в стране насчитывалось около 550 муниципальных образований, что порождало необходимость в укрупнении самоуправлений. Дискуссии о проведении этих преобразований начались в 1992 году, когда Верховный Совет Латвийской Республики создал первую комиссию по подготовке административно-территориальной реформы. Правда, в последующие годы окончательные сроки ввода новой реформы все время переносились, и она растянулась на семнадцать лет.

Объединение муниципалитетов происходило очень медленно. К 2000 году лишь несколько волостей решили добровольно создать новые края, тогда как большинство самоуправлений противились проведению реформы, что и привело к столь долгому сроку. Лишь в 2008 году 9-й Сейм Латвии смог принять закон об административных территориях и населенных пунктах, определивший границы муниципалитетов, по которому с 1 июля 2009 года вместо 553 волостей и 26 районов в стране появлялись 109 краев и 9 республиканских городов. Впоследствии к этому списку добавился еще один край - Мерсрагский, так что общее количество муниципалитетов сейчас составляет 119.

По закону в республиканском городе должны были проживать минимум 25 тысяч человек, в крае – по меньшей мере четыре тысячи человек, а в краеобразующем городе или поселке – не меньше двух тысяч. Расстояние от административного центра края до любого населенного пункта в нем не должно превышать 50 километров. Также требовалось наличие дорожной инфраструктуры, позволявшей добраться до него, правда, утверждая эти критерии, Сейм разрешил отойти от них 50 краям, что показало половинчатость реформы.

На текущий момент вышеупомянутым критериям не соответствует уже 59 муниципалитетов, то есть половина всех латвийских самоуправлений, а значит, требуется очередное укрупнение. Кабинет министров заявил создание 36 новых самоуправлений и ожидаемо столкнулся с возражениями. Однако если в 2008 году волости не оспаривали суть реформы, то ныне несогласные готовы идти в Конституционный суд, что при удачном исходе дела явно внесет коррективы в правительственные планы.

Нежелание менять привычный уклад

Как считает политолог Филипп Раевский, многие нынешние самоуправления так категорично настроены против укрупнения, потому что они живут вполне комфортно и не хотят менять свой уровень жизни, который при объединении явно изменится.

"Богатые пририжские самоуправления и крупные города являются донорами, от них деньги идут бедным муниципалитетам. Поэтому многие из них противятся реформе, понимая, что при укрупнении их доходы могут сократиться, что им, естественно, не выгодно", – заметил он.

Вследствие этого, позиция руководства Лиепаи и Озолниекского края становится понятной, ведь при наличии значительных бюджетных средств никто не захочет их терять, а в случае территориальной реформы часть доходов придется потратить на развитие инфраструктуры соседнего края, у которого денег на это не находилось в силу его бедности. Правда, эксперт указывает, что и небогатые муниципалитеты, которым укрупнение вроде как пошло бы на пользу, также могут быть недовольны реформой, так как не хотят менять сложившийся и уже давно привычный для них уклад.

"Бедные самоуправления знают, что они бедные и могут особо не напрягаться и некоторые услуги не предоставлять, а какие-то средства им все равно выделят. В этом смысле их жизнь очень комфортна, они чувствуют себя хорошо и не желают ничего менять. В таких краях часто работа есть в основном лишь на муниципальных предприятиях, и вся она дается своим людям. То есть работа распределяется между своими, и всем от этого хорошо. Однако после реформы такого не будет, и эти перемены их не устраивают", – подчеркнул Раевский.

Как заметил политолог, создание 36 муниципалитетов вместо нынешних 119 повлечет за собой еще и большие политические перемены, смену многих муниципальных элит. Некоторые руководители самоуправлений рискуют потерять свои кресла после муниципальных выборов, намеченных на 2021 год, что также толкает их на сопротивление грядущей реформе.

"В новой ситуации контроль над самоуправлением будет получить не так просто и места легко поделить не удастся. Там будет реальная политика и политическая борьба, что не всем нравится", – сказал он.

Битва в темную

В то же время Раевский считает, что у многих противников территориальной реформы нет внятных альтернативных предложений, они лишь критикуют существующий вариант, но не предлагают ничего взамен.

"Если мы посмотрим, то увидим, что критики только кричат, что им все не нравится, но я совершенно не слышал от них никаких других вариантов, как же нужно проводить эту реформу. Они говорят лишь одно, что ее надо отложить, но если ее не сделать сейчас, то этот вопрос опять будет отложен на годы, что явно не лучший вариант", – подчеркнул политолог.

Правда, эксперт допускает, что в представленной территориальной карте могут появиться некоторые изменения.

"Мы видим, что министр Пуце уже допустил кое-какие перемены, согласившись на большее количество муниципалитетов, чем планировалось изначально. Когда даются четкие аргументы, то он допускает перемены, и я не думаю, что нынешний вариант высечен в камне. Однако если этот ящик Пандоры откроют в парламенте и там начнут перерисовывать карту, то это будет уже совсем другой процесс, более сумбурный, ведь Сейм у нас такой, какой есть", – заметил он.

По его словам, именно сейчас сложились наилучшие условия для проведения реформы, когда политические силы, имеющие власть во многих муниципалитетах, как Союз зеленых и крестьян и Латвийское объединение регионов, не являются значимыми партиями в Сейме и не смогут чинить ей большие препятствия. Для правительственных партий более важна не нарезка краев, а то, каким будет их представительство в самоуправлениях после выборов, которые пройдут уже по новой схеме, ведь в больших самоуправлениях должны быть и значительные бюджеты.

"Будут распределяться серьезные деньги, чтобы укрепить эти крупные самоуправления, привести в них в порядок инфраструктуру и так далее. На это предусмотрено порядка 300 миллионов евро, однако кто из партий будет контролировать эти муниципалитеты после выборов, неизвестно.

Так что они станут бороться за эти деньги в условиях, когда они еще не знают, как должна сложиться ситуация. Это будет интересный процесс – никому до конца не ясный, но все будут очень хотеть в нем участвовать", – резюмировал Раевский.

Тема:
Административно-территориальная реформа: оптимизация или дискриминация (43)

По теме

Эксперт: Латвию ждет депопуляция и серебряная экономика
Стереть с карты! Власти Латвии объявили приговор нищей провинции
Развелось в Латвии самоуправлений, оттого и дороги плохие
Внутренняя миграция в Латвии: пример Латгалии
Теги:
реформа, Юрис Пуце

Главные темы

Орбита Sputnik