РИГА, 12 сен — Sputnik, Андрей Солопенко. Многие инициативы Новой консервативной партии отрицательно воспринимаются партнерами по коалиции, что порождает гипотезы о ее возможной замене Союзом зеленых и крестьян (СЗК).
Правда, не исключено, что сам СЗК не горит желанием занять место НКП, а хотел бы получить министерские посты, принадлежащие другой партии.
Умение выжидать
Союз зеленых и крестьян является одним из долгожителей латвийской политики, ведь это единственная политическая сила в латвийской новейшей истории, которая успешно участвовала в шести парламентских выборах и начиная с 2002 года неизменно имеет в Сейме свою депутатскую фракцию. СЗК обычно являлся партией власти, ведь с 2002 по 2018 год, когда сменилось пять парламентских составов и 11 правительств, данное объединение находилось в составе десяти кабинетов министров, причем два из них даже возглавляло.
Единственный раз за это время, когда СЗК не входил в правящую коалицию, был в период с 2011 по 2014 год. Распустивший 10-й Сейм президент Валдис Затлерс на волне борьбы с олигархами создал свою политическую силу и успешно стартовал с ней на внеочередных парламентских выборах, тогда как для СЗК результаты выборов 11-го Сейма оказались не очень удачными. Объединение лишилось 10 депутатов и провело в законодательный орган лишь 13 человек, создав в нем самую маленькую фракцию, что предопределило его уход в оппозицию, ведь новое правительство можно было спокойно создать и без него.
Правда, за время работы 11-го Сейма, Затлерс довольно быстро растерял свое влияние, а его Партия реформ лишилась многих видных депутатов и поддержки в обществе. Во время правительственного кризиса в конце 2013 года, когда после обрушения крыши магазина Maxima ушел в отставку премьер-министр Валдис Домбровскис, для стабильности правящей коалиции в нее был приглашен Союз зеленых и крестьян. Валдису Затлерсу, тогдашнему депутату Сейма, выступавшему во время выборов против СЗК, не осталось ничего, кроме как смириться со сложившейся ситуацией, а объединение дало понять, что является политической силой, умеющей дожидаться своего часа.
От фаворита к опале
После возвращения во власть, на выборах 12-го Сейма СЗК значительно улучшил свои позиции в парламенте, проведя в него 21 депутата и создав третью по величине фракцию, ненамного уступавшую победившему "Согласию" и занявшему второе место "Единству". В связи с этим уже никто не оспаривал нахождение СЗК в правящей коалиции и его желание увеличить количество управляемых им министерств, которое выросло с трех до пяти.
Когда через год в отставку ушла премьер-министр Лаймдота Страуюма, а "Единство" оказалось неспособно руководить правительством, власть перешла к СЗК. Объединение находилось в зените своего могущества, планируя и после выборов 13-го Сейма не только сохранить, но и приумножить свое политическое влияние в стране. Но результаты голосования оказались для СЗК плачевным, он не только не увеличил фракцию, но и получил самый худший результат в своей истории, проведя в Сейм лишь 11 депутатов.
Другие же политические силы, получившие значительно больше голосов, такие как KPV LV и Новая консервативная партия, довольно скептически относились к нахождению СЗК в правящей коалиции. Особенно в этом преуспела НКП, чьи лидеры не просто не хотели видеть СЗК в правительстве, но даже отказались вести с ним какие-либо переговоры на эту тему. Тем самым НКП взяла на себя роль Партии реформ Затлерса, отказавшись работать вместе с СЗК. Правда, за время работы в парламенте СЗК показал, что умеет выжидать. И то, что он сейчас находится в оппозиции, совсем не означает, что так будет продолжаться вечно, тем более что его рейтинг растет, а позиции НКП оставляют желать лучшего.
Кого бы лучше заменить?
Также Новая консервативная партия в последнее время стала довольно часто проверять на прочность действующее правительство, предлагая инициативы, не находящие поддержки у партнеров. Партия идет путем ультиматумов, пытаясь продавить свои идеи. Такой подход породил предположения, что если остальные коалиционные партии решат перестать "поддаваться на шантаж", то они вполне могут заменить НКП на СЗК, который явно будет более покладистым, если ему предложат место во власти.
Политолог Оярс Скудра хоть и считает такое развитие событий логичным и вполне вероятным, однако отмечает, что для СЗК нахождение в правительстве вместо НКП было бы не самым лучшим вариантом - союзу было бы намного приятнее, если в оппозицию попала другая партия.
"Я не считаю, что основная надежда СЗК на участие в правительстве зависит от НКП. Думаю, что их доброжелатели или спонсоры, скорее всего, заинтересованы в том, чтобы из правящей коалиции вышло "Для развития/За!", а именно их место как раз бы занял Союз зеленых и крестьян", – подчеркнул он.
По словам эксперта, СЗК желал бы получить посты министра обороны и регионального развития, которые сейчас занимают Артис Пабрикс и Юрис Пуце, принадлежащие к "Для развития/За!". Ведь, как замечает Скудра: "У СЗК имеется кандидат в министры обороны Раймондс Бергманис, ранее уже руководивший этим ведомством, тогда как планируемая административно-территориальная реформа в том виде, в котором ее собирается проводить Пуце, для Союза зеленых и крестьян является крайне невыгодной, и он бы с удовольствием вообще отказался от ее проведения".
Мучительное ожидание
Действительно, как политическая сила, имеющая довольно широкое представительство в региональных муниципалитетах, при новом административно-территориальном делении, предполагающем серьезное укрупнение самоуправлений, именно СЗК может оказаться проигравшим, так как рискует лишиться многих муниципальных депутатов. В свою очередь "Для развития/За!", которое ни разу не участвовало в муниципальных выборах, особо ничем не рискует.
Также "Для развития/За!" заявляет о своей приверженности либеральному курсу, а СЗК является более консервативно настроенным, как и многие другие коалиционные партии. Поэтому, будучи в правительстве, представители СЗК вполне бы могли договориться с членами других партий, в том числе и с теми же "новыми консерваторами", если бы не их категорические неприятие СЗК из-за его связи с Айварсом Лембергсом, известным латвийским олигархом. Тогда как переговоры с "Для развития/За!" были бы явно тяжелее.
Находясь в правящей коалиции, СЗК уж точно не был бы там "белой вороной", но, как считает Скудра, "на сегодняшний день у него нет шансов", хотя это и не означает, что он не окажется там через некоторое время.
Политолог не исключает, что к концу года ситуация может измениться, если разногласия по бюджету окажутся непреодолимыми или же потом между партиями проявятся другие противоречия. Вследствие этого Союзу зеленых и крестьян остается лишь ждать, и он доказал, что у него это хорошо получается.