А КОЗ и ныне там. Почему обречена очередная комиссия Сейма по расследованию

Парламентские расследования задумывались как инструмент демократического контроля оппозиции за деятельностью правящих, однако эффективность работы соответствующих комиссий в Сейме стремится к нулю
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

РИГА, 23 сен — Sputnik. Депутаты 13—го Сейма решили не отличаться от своих предшественников и наступить на заботливо оставленные грабли. А именно: заняться парламентским расследованием, пишет газета "Сегодня".

Опоздали

В Сейме этого созыва поводом для депутатского расследования послужила "афера века" — система КОЗ, то есть субсидирования закупки "зеленой" энергии. Скептически настроенные к любым парламентским расследованиям депутаты предупреждали своих чрезмерно активных коллег, что, во—первых, они явно запоздали с таким расследованием, во—вторых — все предыдущие расследования в прошлых парламентах были крайне малоэффективными, а в—третьих — предмета расследования, собственно, и нет.

Комиссия по КОЗ: в реальности когенерационные станции толком никто не проверял

Поскольку к настоящему моменту Минэкономики уже установил всех причастных к введению и реализации системы КОЗ должностных лиц, все фирмы, которым незаконно была выдана лицензия или незаконно эта лицензия продлевалась, тоже известны. Более того еще в конце минувшего года правоохранительные органы начали десятки уголовных процессов в отношении получателей дотаций за "зеленую" энергию, включая когенерационные станции. Что депутаты могут ко всему этому добавить?

Однако некоторым депутатам не терпелось почувствовать себя следователями, и комиссия была создана.

Напомним: с начала 2000-х годов все латвийские потребители электроэнергии — юридические фирмы и домохозяйства — ежемесячно платят в счет КОЗ, то есть субсидируют из своего кармана бизнес зеленой энергии. Лишь в последние годы после череды скандалов с мошенничеством при получении этих субсидий власти заметили проблему КОЗ и пообещали ее решить. Однако к настоящему моменту максимум, что удалось сделать, — это ограничить ежегодный рост платежей в рамках КОЗ.

Завалили ответами

Комиссия по расследованию нарушений при введении системы КОЗ за более чем три месяца, прошедших с момента создания, провела лишь три заседания. При этом работа комиссии рассчитана только на полгода, а Минэкономики не горит желанием помогать депутатам, говорится в статье. Чиновники решили просто завалить депутатов бумагами: в ответ на требование парламентариев представить отчет за весь период работы системы КОЗ клерки Минэкономики прислали 3200 страниц текста. Только на ознакомление с этим многотомником уйдет минимум месяц.

Депутаты направили министерству очередную партию неудобных вопросов, ответы на которые тоже займут еще сотни компьютерных страниц.

"Как говорится, служба идет, контора пишет, бюджетные средства на комиссию тратятся. Но уже сейчас можно с уверенностью сказать, что парламентское расследование по КОЗ завершится тем же, чем и почти всегда, — ничем. Собрались, поговорили, пошумели, написали формальный заключительный отчет и разошлись", - делает вывод газета.

Следствие — под контроль

Парламентские расследования задумывались как инструмент демократического контроля оппозиции за деятельностью правящих и исполнительной власти (правительства, министерств и ведомств).

Но если на заре работы парламентских комиссий — в 5—м Сейме (1993–95 годы) — оппозиция действительно могла руководить расследованиями, то вскоре и в отношении следственных комиссий начала применяться коалиционная дисциплина. А именно: правящее большинство просто избирало руководителями комиссии депутатов от правительственных партий. И они благополучно гасили пыл оппозиционных коллег, а зачастую и вовсе торпедировали работу таких комиссий.

Учебник истории Латвии

По парламентским следственным комиссиям можно изучать новейшую историю Латвии - достаточно посмотреть на название комиссии и сразу понятно, что было актуальным в те или иные годы. Так, в начале 1990—х депутаты, как это обычно бывает после революций, даже песенных, принялись изучать деятельность своих предшественников. Было проведено парламентское расследование в отношении депутатов Верховного Совета и первого правительства после восстановления независимости Латвии на предмет возможного сотрудничества с "враждебным" режимом. Также депутаты создали комиссию по изучению работы центра документации последствий  тоталитаризма — парламентарии хотели проверить слухи о возможном исчезновении документов, связанных с КГБ ЛССР.

Латыши и КГБ: побежденному учителю от победителя-ученика

Чуть ли не в каждом Сейме нового созыва работали следственные комиссии по изучению гибели или в лучшем случае продажи очередного банка. Депутаты в разные годы расследовали обстоятельства сперва приватизации, а потом и ликвидации Latvijas Krajbanka, почему так дешево ушел с молотка банк Citadele, почему государство вообще приняло решение спасать Parex Banka.

При этом подавляющему большинству следственных комиссий ничего расследовать по существу не удалось. Фактически можно вспомнить лишь две комиссии, деятельность которых была результативной. Это комиссия по расследованию возможных случаев педофилии, действовавшая в 7—м Сейме (комиссия работала с 1999 по 2000 год), которая привела к возбуждению ряда уголовных процессов. И комиссия по расследованию обстоятельств трагедии в Золитуде, работавшая в Сейме прошлого созыва. По итогам ее работы были приняты десятки поправок, повышающих контроль и ответственность за строительством и эксплуатацией общественных зданий. Эта комиссия работала в прошлом Сейме.