Польское СМИ: как жителей Варшавы рассорили три банки

Социальная реклама показалась одной части жителей Варшавы насмешкой над приезжими, а другой - оскорблением коренных варшавян
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

РИГА, 5 авг — Sputnik. Выбор нового символа Варшавы неожиданно обнаружил противоречия между коренными жителями польской столицы и "понаехавшими", пишет "Новая Польша".

Конкурс "Неон для Варшавы", который должен был определить новый символ города, был организован в 2013 году, победителя выбирали в ходе интернет-голосования. Но один из пяти вариантов, вышедших в финал, оказался не только необычным, но и настолько спорным, что так и не дождался реализации. Проект, который изображал три стеклянные банки, породил горячую дискуссию и волну негативных комментариев. Что же так возмутило варшавян?

Даже тот, кто раньше не был в курсе, в 2013 году точно узнал, что банка (słoik) — это не только стеклянная емкость, но и человек, который приехал в Варшаву из другого населенного пункта, на учебу или в поисках работы, и на выходные или праздники ездит в свой родной город, откуда привозит домашнюю еду в стеклянных банках с крышкой.

Население Латвии растет только в Рижском регионе

У миграции в польскую столицу долгая традиция. После Второй мировой войны город обезлюдел, а восстанавливался он руками множества мигрантов, искавших работы и лучшей жизни в восстающей из руин Варшаве. Позднее, в течение нескольких десятилетий Польской Народной Республики, миграция в столицу была невозможна, но теперь Варшава снова притягивает множество иногородних.

По данным аналитического портала BIQdata.pl, сейчас в столице живет чуть больше 2 миллионов человек, из них половина — приезжие. Она становятся все заметнее и все больше влияют на жизнь и облик города, что раздражает тех, кто считает себя лучшими — то есть "настоящими", коренными — варшавянами.

Социальная реклама с "банками" показалась части горожан насмешкой над приезжими и попыткой выстроить водоразделы в обществе, но в целом в обсуждении доминировали голоса "коренных", которые восприняли победу такого проекта в интернет-голосовании как атаку на их любимый город.

Потому что из-за "банок" Варшава стоит в пробках. Потому что они занимают места в вузах. Потому что из-за них растут цены на жилье. Потому что они зарабатывают тут, а налоги платят в родных городах. Потому что уезжают на выходные, чтобы запастись едой. Потому что не хотят почувствовать себя как дома. Потому что постоянно критикуют. Потому что они относятся к городу потребительски, ничего не вкладывают в него, а еще имеют наглость ворчать. Ну и как же можно допустить, чтобы кто-то такой стал символом Варшавы?!

Ригу хотят сделать "латышской" уже в 2019 году

Конкурс обнажил конфликты, зреющие внутри варшавского общества, и поделил участников дискуссии на две большие группы: тех, кто счел, что у него украли право на город, право определять, каким ему быть и как развиваться, и тех, кто почувствовал, что его высмеяли и вытолкнули на обочину. Гости стали хозяевами и обрели право высказываться и критиковать, которое до тех пор, в представлении "коренных", было только у них.

Приезжие в ответ объясняли, что мобильность человека говорит о его смелости, что выезжают единицы — люди умные и перспективные, — что вся страна отстраивала Варшаву после войны (в том числе путем перечисления налогов на счет Общественного фонда восстановления столицы), что "понаехавшие" — это, в сущности, элита, которая не должна стыдиться своего происхождения и жизненного выбора.

Появились гаджеты с изображением банки, футболки с надписью "Я банка", а магазин под таким названием написал на своем сайте, что его продукция предназначена для всех, кого забавляет конфликт между местными и приезжими.

Некоторые попробовали заняться проблемой "банок" серьезно. В 2015 году Магдалена Желязовская издала книгу под названием "Ненасытные", в которой рассказала о приезжих, старающихся найти место под солнцем в Варшаве. На обложке изображен Дворец культуры — архитектурный символ Варшавы — внутри стеклянной банки. Эта книга — облеченная в художественную форму попытка посмотреть на жизнь современных приезжих изнутри, с их перспективы описывая цели и возникающие трудности.

"Делаю все, что мне нравится": почему рижане переезжают в деревню

Два года спустя городские власти провели исследование под названием "Идентичность Варшавы и ее жителей", в которых принимали участие как родившиеся в столице, так и приезжие. Изучались их связи с городом, их образ столицы и ценности, которыми они руководствуются. Впрочем, отдельной задачи сравнения коренных и "понаехавших" в проекте не было.

Что осталось от того скандала сейчас? Неоновая надпись с банками так и не появилась, но почти каждый варшавянин теперь в курсе, что значит это слово. Власти города, понимая, что его жители родом из разных мест, пытаются узнавать их лучше, вовлекать в жизнь сообщества и побуждать к активной деятельности. Например, чтобы проголосовать за проекты, участвующие в конкурсе на городской общественный бюджет, достаточно указать, в каком районе ты живешь — не обязательно иметь прописку в столице.

Похоже, что после нескольких лет обсуждения и активного использования в культуре, бизнесе и исследованиях эмоциональный потенциал темы себя исчерпал. И тем не менее, в преддверии недавних выборов мэра Варшавы, которые в итоге выиграл кандидат от "Гражданской платформы" Рафал Тшасковский (родившийся в столице), некоторые поговаривали, что за его главного соперника из партии "Право и справедливость" Патрика Якого (уроженца Ополе) наверняка будут голосовать "банки".