РИГА, 25 июл — Sputnik. В МИД Латвии, видимо, решили остудить пыл вскипятившегося было министра юстиции Яниса Борданса, а заодно и латышского публициста Отто Озолса. Советник главы МИД Эдгарса Ринкевичса Мартиньш Дрегерис популярно объяснил, почему российского артиста Григория Лепса нет в черных списках нежелательных для Латвии персон, сообщает Bb.lv.
Вскипятило Борданса "неподобающее" поведение главы МВД Сандиса Гиргенса, который, видимо, поддался порыву и посетил концерт российского музыканта Григория Лепса в Юрмале и тем самым "унизил латвийское государство". Следом за Бордансом возмутился и публицист Отто Озолс.
Озолс напомнил, что Лепсу запрещен въезд в Литву, США, Украину и другие страны, где он внесен в отношении него применены санкции в рамках так называемого закона Магнитского, позволяющего вносить в черный список лиц, связанных с коррупцией, отмыванием денег или нарушениями прав человека. И если уж все "союзники" в черные списки Лепса внесли, так почему же Латвия отстает? Тут-то Озолс и предложил МИД Латвии пополнить фамилией Лепса санкционные списки.
Но мало того, что требования Борданса и Озолса не поддержала общественность, включая других латвийских политиков, так еще и в МИД Латвии заявили, что включить в черные списки Лепса не могут.
Советник Ринкевичса Дрегерис рассказал, что министр иностранных дел может внести человека в черные списки, если тот является нежелательной для Латвии персоной, или, если есть основания, что этот человек несет угрозу государственной или общественной безопасности. Вот только к Григорию Лепсу подкопаться не могут, как не могут и вменить ему ни один из перечисленных пунктов. А это значит, что Лепсу нечего делать в черных списках.
А глава МВД Григенс отметил, что у него нет правовых оснований включать Лепса в черный список. Для этого нужен сигнал со стороны компетентных правоохранительных органов, как команда "фас", а таковой не поступал.
Между прочим Григенс нашел что сказать и по поводу посещения выступления российского певца. Глава МВД напомнил, что Лепс в Юрмале выступал не сам по себе, а был среди гостей Международного фестиваля "Лайма Рандеву".
В латвийский черный список нежелательных персон могут внести два министра - внутренних и иностранных дел. МВД принимает такое решение на основании информации компетентных органов, и его можно обжаловать в суде. Решение министра иностранных дел обжаловать нельзя. Но очевидно, что оба этих министра в отношении Лепса никаких мер принимать в ближайшее время не будут.
Вопрос пристрастий
Как отмечал в интервью Sputnik Латвия политолог Юрий Борисенок, Григенс имел полное право продемонстрировать свои художественные вкусы на публике, особенно, если вспомнить о том, что Латвия - демократическая страна. А обвинения Бондарса на бытовом уровне были бы логичны, если бы он, к примеру, был поклонником классической музыки и встал на ее защиту.
Но, как подчеркивал политолог, Бондарс не просто поделился музыкальными пристрастиями, а высказал политическое оценочное суждение. И оно указывает на два момента: во-первых, в политическом классе Латвии нет единства, во-вторых, отношение Латвии к России продолжает развиваться по накатанной колее русофобии.
Стоит отметить, что Лепсу был запрещен въезд в Литву в самый разгар литовской президентской предвыборной кампании, в ходе которой многие кандидаты так же охотно прибегали к антироссийской риторике. Внесение Лепса в черный список невъездных Литва обосновала сославшись на выводы американских служб, по сведениям которых, певец якобы передавал деньги от имени одного из лидеров евроазиатской преступной группировки "Братский круг".
Правда сам Лепс любые связи с мафией отрицает. Более того, абсурдом назвали эту информацию и в посольстве России в Литве. А глава МВД Латвии отмечал, что никаких негативных сведений от спецслужб по поводу певца не получал.