Журналист Элита Вейдемане из Neatkarīga Rīta Avīze, решив отдохнуть от привычной ей, навеянной русофобским пафосом публицистики, обратилась к жизни латвийского общества, обнаружив, что в ней есть что усовершенствовать.
Быть хозяином своему штрафу
"Признаюсь, нарушила, виновата", - кается Вейдемане, превысившая скорость за рулем авто. Полицейский вежливо выписал штрафную квитанцию, но так как до сих пор поведение автора за рулем было безупречным, штраф снизил на половину. И все равно было больно: почему поймали именно ее, а не те тысячи, что нарушают в этом месте скоростной режим постоянно? Но разговор не об этом.
Разговор о деньгах, которые перечислены в госкассу, то есть в бюджет Латвии. За последние два года только авторадары заработали для него около 21 миллиона евро. Составители бюджета планируют объемы поступлений от штрафов. Держателям казны остается надеяться, что число нарушителей ПДД будет расти, и госбюджету это будет выгодно.
А те водители, которые избежали авторадара и не попались бдительным полицейским благодаря тому, что соблюдали все требования ПДД, - просто несознательные граждане, так как не несут "прибыли" бюджету.
Это один аспект, продолжает Вейдемане. Бюджет получает миллионы, а те, как в дырявом мешке высыпаются и пропадают неизвестно куда. Вот что мучает публициста. Если уж мы собираем эти миллионы, у нас должно быть право видеть их целесообразное применение. Почему не может быть так: подписывая протокол об административном нарушении, я указываю, куда хочу перечислить свои штрафные деньги.
Ни депутатам, ни чиновникам ни "русским"
Например, человек хотел бы их отдать на благотворительность, конкретно - в приют или общество защиты животных. Какой-нибудь другой нарушитель ПДД, возможно, отдал бы деньги больничному фонду, сельскому дому культуры или на конкретную цель с портала ziedot.lv. По мысли автора, многие бы поделились с фондом пострадавших от стихийных бедствий (таких в Латвии будет все больше). Другие пожертвовали бы фонду автодорог. А то сейчас мы швыряем деньги в общее корыто, откуда не стесняясь черпают те, кого мы совсем не хотим финансировать.
В этом месте созидательная гражданская позиция автора вновь скатывается в обычную колею. По ее мысли, сейчас нарушители, в том числе, финансируют и партии. А с какой стати ей жертвовать деньги каким-то "русским союзам", "согласиям", "развитиям" и "прогрессивным".
Не хотелось бы Вейдемане "жертвовать" средства и чиновникам, депутатам Сейма, большая часть которых бездельники в самом плохом смысле слова. Они ведь ничего не производят и у них нету добавленной стоимости. И от их деятельности ни государству, ни его жителям нет никакой пользы. Как раз наоборот.
Вейдемане понимает, что возможность отдавать деньги тем, кто в них больше нуждается - это неисполнимая фантазия. Приходится финансировать тех, кто имитирует работу и заботу о людях.
"Если мои (и ваши) деньги пошли бы на благие цели, возможно, о них не было бы такой большой печали, нет"? - заканчивает автор на философской нотке.
Тайна министра образования
Портал Pietiek.com приоткрыл завесу над славным комсомольским прошлым нынешнего министра образования Латвии Илги Шуплинской, которое самой ей, скорее всего, сегодня хотелось бы забыть.
Pietiek.com напоминает, что 23 августа 1987 года в Риге состоялось возложение цветов к памятнику Свободы. Собравшиеся тогда почтили память жертв пакта Молотова-Риббентропа 1939 года, который привел к "оккупации" Латвийской Республики и "утрате независимости". Естественно, власти боролись против организаторов акции. КГБ Латвийской ССР даже не пустили на акцию многих организаторов,.
Осудила ту манифестацию и нынешняя министр образования, член Новой консервативной партии, а тогда еще школьница - Шуплинска. Свое негодование юная Шуплинска выплеснула в публикации газеты Komunisma Ausma. Судите сами.
"Первого сентября происходит много захватывающих событий, но для каждого советского школьника самым важными являются 45 минут, отведенных на мир. В этом году в нашем классе "Урок мира" сопровождался торжественным настроением. Может быть, потому, что в классе были также учащиеся 8-ого класса, которые учатся у нас отношению к этому уроку. Может быть, присутствие взрослых заставляет нас быть более взвешенными. Но, может быть и потому, что это наш последний "Урок мира". Одну за другой мы перелистываем страницы истории.
С обветренными лицами, стертыми от работы ладонями, горячими, полными самоотверженностью сердцами в класс входят красные латышские стрелки. После 1 418 огненных дней и ночей Великой Отечественной войны, героизма советского народа и самоотверженной любви к Родине. Звучат слова о зверствах фашистов, поражающих своей бесчеловечностью и жестокостью.
Страницы будущего надо будет писать нам - новому поколению. Сможем ли мы? Еще есть время на раздумья, но сегодня, на "Уроке мира", нам надо признать, что мы готовы к этому. Невольно мы возвращаемся к событиям 23 августа в Риге у памятника Свободы. Убеждены, что нас, учащихся 11 класса Дагдской средней школы, не заполучат на свою сторону спровоцированные националистически настроенными людьми организаторы митинга. Но вопрос, а может ли каждый из нас сопротивляться выступающим, дает повод задуматься. Каждый в тишине подумал и пришел к выводу: скорее всего не сможет. Все вместе обязательно, но каждый по отдельности - нет".
Как напоминает портал Pietiek.com, многие считают, что членство в Латвийской организации коммунистической молодежи имени Ленина было обязательным для всех молодых людей, хотя бывали случаи, когда некоторые отказывались вступать в организацию. Но ясно одно, что во времена Атмоды, в 1987 году, сказать такие слова как "героизм советского народа и самоотверженная любовь к Родине" никого заставить силой было нельзя. За язык никто не тянул, и никто не заставлял публично в газете критиковать борцов за независимость у памятника Свободы.
Вероятно, это можно объяснить верой девочки из маленького городка в коммунистические идеалы. Может быть. Но тогда тому, кто пережил коммунистическую организацию, изменил свою жизненную позицию, в том числе, сменив партию Затлерса на Новую консервативную партию, не нужно оправдывать свою политику, обзывая других коммунистами и чекистами, обличает портал.
Латвия превратиться в Пакистан?
Портал Jauns.lv обратил внимание на статью о пороках финансовой системы Латвии, появившуюся во влиятельной The New York Times.
Как пишет издание, Латвия когда-то была многообещающим примером страны, переходящей от коммунизма к либеральной западной демократии. Однако теперь она может пополнить список таких центров по отмыванию денег, как Пакистан, Сирия, Тринидад и Тобаго. Все это может привести к тому, что латвийцы больше не смогут пользоваться своими кредитными картами за границей.
Согласно данным ответственных ведомств в США и Европе, некоторые действующие в Риге банки специализировались на том, что помогали различным преступникам "смыть их отпечатки пальцев с грязных денег перед тем, как эти деньги перемещались в оффшорные юрисдикции", пишет The New York Times.
Недавние скандалы в скандинавских банках Swedbank и Danske Bank высветили много случаев прохождения крупных подозрительных денежных сумм через страны Балтии. Негативный общественный резонанс отпугнул честных инвесторов, зато усилилось давление со стороны США, которые добиваются того, чтобы Северная Корея или включенные в санкционные списки россияне не могли уклониться от финансовых санкций.
Американские чиновники внимательно наблюдают за тем, чтобы действующее с января 2019 года правительство Латвии, выполнило обещания о борьбе с отмыванием денег. В июле премьер-министр Латвии Кришьянис Кариньш встречался с министром финансов США (United States Treasury secretary) Стивеном Мнучиным, который настаивал на "полноценном принятии" нового законодательства, направленного на борьбу с отмыванием денег.
"Для Латвии ставки очень высоки. Экономика страны уже сталкивает со снижением инвестиций. Латвия может быть внесена в так называемый "серый список" центров, хронически отмывающих деньги, в соответствии с определениями международных органов, поддерживаемых США и другими странами", - сообщает издание.
Присвоение Латвии подобного статуса существенно осложнит доступ Латвии к мировой финансовой системе. Это будет означать, что у латвийского бизнеса возникнет еще больше сложностей при осуществлении сделок с иностранными партнерами, а латвийцы не смогут пользоваться платежными карточками за пределами Латвии.